Сделай Cheese
Если вы соскучились по качественной моцарелле, не обязательно ехать заграницу или просить друзей привезти вам полный чемодан сыра.
Компания CheeseBox нашла другой выход из ситуации. Они придумали наборы, с помощью которых любой желающий с минимальными усилиями может приготовить сыр у себя на кухне. О необычных коробках «Моему району» рассказала основательница компании Валерия Опанасюк, которая уверена, что домашнее сыроварение может стать в России таким же привычным делом, как засолка огурцов.
Подарок для мамы
У Валерии финансовое образование, после института она занималась консалтингом в крупных компаниях. Однако работа, которая отнимала по 14-15 часов в сутки, девушке надоела, и позапрошлым летом она просто уволилась в никуда. Валерия планировала заняться собственным делом, а в выборе ниши сыграло роль стечение обстоятельств.
В августе ввели санкции, и многие продукты исчезли с прилавков московских магазинов, а в начале сентября у мамы Валерии, которая очень любит сыр, день рождения. И девушка решила придумать необычный подарок. «На тот момент я не имела никакого представления, как делается сыр. Думала, что существует какой-то специальный прибор, в который просто заливается молоко и нажимается кнопка, — смеется Валерия. — Прибора не оказалось. Но пока я искала информацию, выяснила, что на западе очень популярно домашнее сыроделие. Тогда я начала смотреть разные тематические блоги и читать книги по теме. А друзья привезли мне из Великобритании ферменты и закваски для собственных экспериментов». Так родилась идея CheeseBox – универсальной коробки, с помощью которой любой человек может быстро и просто приготовить сыр дома. За месяц бессонных ночей разработали дизайн, подробные инструкции и собственный сайт, чтобы успеть к Новому Году. Валерия была уверена, что их коробка станет хорошим подарком для гастрономических энтузиастов, и не ошиблась — первые наборы для моццарелы и рикотты, халуми и шиза, козьего и сливочного сыра перед праздником очень быстро раскупили.
** В проект CheeseBox изначально было вложено 200 тысяч рублей, которые отбились за 2,5 месяца **
Сыр без инкубатора
Сейчас CheeseBox – это сама Валерия, ее муж, который работает на постоянной основе в другой компании, но всячески помогает супруге развивать проект, и приходящие друзья, которые выручают в вопросах маркетинга и пиара. «Я надеюсь, что мы когда-нибудь дорастем до штаба побольше, хотя нам реально нужно не так много людей. Изначально наша бизнес-модель построена так, что все на аутсорсе. Мы агрегируем идеи, а все операционные вещи делаются сторонними компаниями. Это нам позволяет поддерживать высокое качество, потому что мы всегда обращаемся к специалистам», — говорит Валерия.
Для масштабирования и интенсивного роста компания попробовала пойти в центр кулинарных стартапов. Изначально все складывалось хорошо, с бизнес-инкубатором CheeseBox съездил на крупную выставку в Милан и поработал на ресторанных кухнях, планировал выход в розничные сети. «Нам предложили инвестиционный контракт, но в итоге наши представления о совместном сотрудничестве разошлись, и на данном этапе мы решили развиваться без внешних вливаний, органически. К тому же мы пришли к выводу, что при выходе в розницу у нас может упасть качество, — рассуждает Валерия. — Сейчас на нашем складе есть возможность хранения при нужном температурном режиме, и в коробку ингредиенты из холодильника докладываются непосредственно перед отправкой. Но мы не сможем быть на сто процентов уверены в правильном хранении наших наборов в розничных сетях».
Буйволица на балконе
Внутри каждой коробки находятся все необходимые ингредиенты для приготовления того или иного вида сыра кроме молока. Например, в наборе для моцареллы и рикотты можно найти сычужный фермент, лимонную кислоту, морскую соль, набор мерных ложек, термометр, форму для сыра, ткань для процеживания и подробные инструкции. Однако чтобы получился хороший сыр, необходимо купить качественное молоко. И это основная проблема, с которой Валерия столкнулась в начале собственных экспериментов: «Мы перевели около 150 литров молока различных марок, пока не нашли оптимальные варианты. То, что сейчас продается в магазинах – это по большей части нечто, разведенное в воде, просто какая-то фикция». Идеальный вариант – это деревенское молоко, но его можно покупать только в том случае, когда вы на сто процентов уверены в качестве, так как в процессе приготовления сыра молоко не пастеризуется. Самая капризная к качеству «сырья» – моцарелла. «Есть некоторые клиенты, которые говорят, что правильная моцарелла делается только из молока черных буйволиц, — рассказывает Валерия. — Это не так, есть разные виды сыра, в том числе, из коровьего молока. Тем более если вы живете в Москве и не держите у себя пару буйволиц на балконе, то найти это молоко очень сложно. Поэтому можете экспериментировать, брать козье или даже овечье молоко. Главное, чтобы оно было очень качественным».
Молоко для моцареллы основательница CheeseBox советует покупать в молочных автоматах с хорошим циклом контроля качества или бочках, которые продают его на разлив. Остальные виды сыра менее «капризные». Например, для халуми можно купить практически любой пакет пастеризованного молока, на котором написано «органическое» или «фермерское». Если вы нашли хорошее молоко, дальше достаточно точно следовать инструкции, тогда все обязательно получится, уверена Валерия. Ведь все ингредиенты для коробки тщательно отобраны. «Базовые компоненты – сычужный фермент и стартовая культура – это все датского производства, — рассказывает девушка. — Мы довольно долго методом проб и ошибок выбирали хорошего производителя. И когда нашли ту компанию, с которой сейчас сотрудничаем, были очень рады. У них приемлемая цена при лучшем качестве в своем сегменте».
Проще борща
Пики продаж у CheeseBox в основном приходятся на 14 февраля и 8 марта, так как наборы покупают в подарок. «13 февраля вечером у нас разрывается телефон, несчастные мужчины просят привезти им коробку как можно скорее. Конечно, мы стараемся им помогать», — смеется Валерия. Целевая аудитория компании – это по большей части активные люди до сорока лет, которые любят пробовать что-то новое, путешествовать, занимаются кулинарией и страдают от недостатка качественных продуктов или от роста их стоимости. А вот гендерного разделения нет – мужчин и женщин среди клиентов CheeseBox почти поровну. «Очень много молодых семей, отмечает Валерия. – Например, они покупают наборы для козьего сыра, потому что у ребенка аллергия на коровье молоко. Но чаще всего они просто хотят, чтобы их дети не ели магазинный продукт сомнительного качества, а здесь ты все делаешь сам, никакой химии». Разница есть не только в качестве, но и в цене. Например, моцарелла, приготовленная с помощью набора, получается в два раза дешевле, чем магазинная, уверяет основательница CheeseBox. К тому же итальянцы считают, что моцареллу лучше всего съесть в первые часы после приготовления. И несмотря на то, что сыр, который у вас получится с помощью набора, можно хранить в холодильнике около пяти дней, у вас появится возможность попробовать его на пике вкуса. «Мы также учимся у наших клиентов, — рассказывает Валерия. – Они придумывают необычные рецепты, присылают их нам. Кто-то добавляет какие-то травки, пробуют обсыпки, делают салаты, особенно из халуми. А мы даже и не подозревали, что такое можно было приготовить. Это очень увлекает людей. Ведь сделать домашний сыр не сложней, чем сварить борщ. Нужно просто купить молоко и собраться с мыслями».
Магия плесени
CheeseBox продолжает развиваться. В этом году компания запустила в продажу большую коробку, с помощью которой можно приготовить семь видов сыра, а также коробки-расходники на случай, если у клиента закончился фермент или закваска. Следующий шаг – наборы для более сложных сыров. «Мы очень хотим сделать коробку для камамбера или бри. Клиенты просят нас об этом, но не понимают, с какими трудностями это связано, — делится Валерия. – Просто пока наша идея заключается в том, чтобы научить людей каким-то основам, показать, что готовить сыр дома может любой. Поэтому все наши наборы пока для простых сыров, которые можно легко приготовить в короткое время. Камамбер же требует некоторой сноровки в приготовлении и времени – сыр выдерживается на протяжении месяца в холодильнике, его нужно постоянно переворачивать. К тому же есть проблемы с закупками хорошей плесени, все очень сильно подорожало. А хочется сделать коробку за адекватную цену. Работаем над этим». Расширяется у CheeseBox не только ассортимент, но и география доставки. Первое время компания планировала сосредоточиться только на Москве и Санкт-Петербурге, но оказалось, что в регионах есть большой интерес к наборам, к тому же там проще найти качественное молоко. А свою глобальную миссию CheeseBox видит в том, чтобы приучить людей к домашнему сыроделию. «У нас же люди квасят капусту, солят огурцы, почему бы им не готовить дома сыр? Этот процесс не сложнее и очень увлекательный. Для меня кайф и магия, когда в холодильнике зреет камамбер. Я прихожу посмотреть, как выросла плесень, перевернуть головку сыра. А моцареллу весело делать с детьми. Из нее можно лепить всякие косички, сердечки как из пластилина. Поэтому и отмены санкций мы не боимся, ведь в сыроварении важен не только результат, но и сам процесс».
B2B клуб газеты «Мой район» начинает серию видеосюжетов о малом бизнесе. Теперь вы сможете не только читать статьи о наших героях, но и смотреть, как устроен их бизнес. В нашем первом сюжете мы попросили Валерию Опанасюк, основательницу компании CheeseBox, показать их коробку для моцаррелы и рикотты и приготовить с ее помощью сыр, чтобы узнать, действительно ли это так просто и увлекательно. Также в видео вы найдете несколько практических советов от Валерии, которые помогут вам в процессе домашнего сыроварения.
Видео: Вахтанг Кольцов.
Замысел стратапа по созданию сайта, пожалуй, самый яркий и многообещающий
Игорь Качалов о проекте «Вебферма» Этот стартап правильно фокусирует в себе все основные предпосылки успеха: — большой целевой рынок: сотни тысяч компаний в России и десятки миллионов во всем мире; — потребность в получение сайта быстро; — потребность в его функциональности и гибкости; — потребность в самостоятельном конструировании и творчестве. Теперь, самое важное, на эту […]
Стартап Like Eat вызывает двойственное чувство
Игорь Качалов о проекте «Like Eat» С одной стороны, это прекрасная и нужная идея. Кушать вкусно и полезно — это крайне актуально. С другой стороны, авторы делают ставку на три противоречивых параметра: вкусно, полезно, недорого. И если еще я допускаю, что можно приготовить и вкусно, и полезно (хотя врачи так не считают), то при этом […]
«Главное для семейного конструктора – быть безопасным для детей»
Герман Юртаев о проекте Алены Вакар Конструктор, на мой взгляд, самый лучший инструмент для развития навыков и воображения у детей. Идея Алены правильная и может быть интересна для развлечения в узком кругу друзей и единомышленников. Для массового распространения необходимо получить разрешительные документы. У нас в стране действует достаточно жесткое законодательство в области производства детской продукции […]
«Коты для новоселья» не могут стоить дешево, к сожалению
Герман Юртаев о проекте Максима Кузина
Английские двухэтажные автобусы имеют однозначно положительный образ
Сергей Турко о проекте Александра Янкина Хорошая идея, английские двухэтажные автобусы очень красивые и имеют однозначно положительный образ, аренда такого автобуса для самых разных целей однозначно будет оценена положительно, будь это свадьба или корпоратив. Из нюансов такого бизнеса можно отметить, наверное, достаточно высокую стоимость парковки в центре города, которую вряд ли бизнесмен мог учитывать несколько […]
Собрать деньги в Москве, чтобы дать работу уральской деревне
Елена Шитикова о проекте Гузели Санжаповой