Close

19.02.2021

Камни моря

Семья предпринимателей из Севастополя научилась делать настоящие крымские сувениры

В свое время Сергей Поприйчук попробовал себя в политике и на государственной службе. Но быть политиком в Крыму – это надо особый склад характера иметь. А к моменту, когда полуостров перешел к России, Сергей окончательно решил менять образ жизни, что угодно – только не политика.

Роль «чего угодно» сыграли сувениры. Сергей как‑то помогал выбирать их для местной федерации самбо. И вдруг обнаружил, что как такового крымского сувенира нет. Либо Китай, либо, пардон, какие‑то неумелые поделки. Ничего яркого и аутентичного не было, хоть десять раз обойди все торговые ряды. Тогда и появилась мысль заняться производством стильного, оригинального сувенира, что могло быть интересным приезжим. Начал думать в эту сторону. В то же время из России поехал турист, состоятельный, да и разборчивый. Такому не втюхаешь гальку с наклеенной на нее бумажкой «Севастополь-2015».

Галька и стала основным сырьем для производства аутентики.

– Удивительный материал, – говорит Сергей. – Есть в нем какой‑то природный магнетизм. Камешки с моря тащат все – и взрослые, и дети.

Сергей стал прикидывать, чего такого можно сделать из камней моря. У него был уже опыт работы со стеклом, с полиграфией и наружной рекламой. Но с галькой раньше не сталкивался. Подобрал два камушка, сделал на них гравировку.

– Настя, – сказал дома жене, – мы будем делать сувениры из гальки.

Та так и села. Мало того, что ее, в декрете с годовалым ребёнком, уволил банк, так теперь и муж с ума сошел. На что жить – если у него работы нет и у нее тоже. Камни, что ли, есть придется?

Ну в общем‑то примерно так оно и было. Жили, перебиваясь случайными заработками. Но мысль о камнях не оставляла. В 2016 он арендовал мастерскую и на самодельном начал делать первые большие заказы.

Все как‑то вдруг стало по‑серьезному. Завел ИП, расчетный счет. Муж отвечал за технологии и дизайн, жена за бухучет и менеджмент. Зарабатывали преимущественно на туристическом сувенире. Удалось попасть в программу поддержки молодых предпринимателей «Легкий старт», выигранные средства в размере 300 тысяч рублей направили на закупку профессионального оборудования: сверлильную установку, алмазные сверла, болгарки.

Сейчас супруги горят идеей устроить в Севастополе креативный технопарк. Практически все производители арендуют свои мастерские в промзонах на птичьих правах. В любой момент владельцы помещения могут их выгнать или поднять аренду. Нужны прозрачные правила, установленные городом. И хорошо бы создать такой инфраструктурный проект, который мог бы превратить производство крымских сувениров в высокодоходный бизнес. Спрос на них есть. На современные, аутентичные, экологичные.

Когда Сергей изучал, как устроен рынок сувениров, ему оставалось только изумляться.Предел мечтаний любого торговца – Китай с 500‑процентной накруткой. Собственно, ничего другого и не было. Первая партия сувениров из гальки уместилась в небольшой чемоданчик. С ним он и отправился предлагать продукцию в торговые ряды. Но как только там слышали слово «галька», разговор прекращался. Дело даже не доходило до демонстрации товара. Камни? Да каждый может пойти и набрать их, что ж это за сувенир? Да они ж еще и тяжелые – кто ж их потащит? Никакой работы с возражениями тут не предполагалось, их никто не слушал. Сергей со своими брелоками и человечками – «Хранителями моря» – пошел искать счастья совсем в другую сторону. В музеи.

Музеи к этому моменту стали цивилизоваться и изгонять арендаторов со столиками и кривыми будочками со своей территории, строя собственные красивые магазины.

– Мы со своим ремесленным товаром пришлись ко двору, – вспоминает Сергей. Когда стали чуть более известными, пробовали работать с торговыми точками. Казалось, чем больше магазинчиков снабдишь своим товаром, тем больше заработаешь.

Но нет. Отчетности у таких хозяев не существует, особой заинтересованности – тоже, продают то, что привыкли продавать, свои деньги очень часто приходилось фактически выбивать. Музеи же были настоящей находкой. У них строгая отчетность и правила. К тому же большая заинтересованность. Многие из них стали заказывать Сергею и Насте оригинальную сувенирку.

– Они хорошо знают историю, – говорит Сергей. – Например, Чехов очень любил гальку и распорядился отсыпать ею садовые дорожки в своем Ялтинском доме. По тем временам это было необычайно и дерзко.

Люди, работающие с камнем в 21 веке, тоже смотрелись необычно и дерзко. Их полюбили тележурналисты, постоянно показывали по телевизору. Сергей и Настя, а главное – их продукция –стали знаменитыми. Рос ассортимент – к хранителям моря добавились штопоры, подсвечники, пробки для вина, салфетницы, скульптуры и т.д. Когда смотришь на гравировку по камню, не веришь, что такое вообще возможно. Тонкая работа.

Их продукция появилась на «Ярмарке мастеров». Как ремесленник Сергей всячески нахваливает этот портал, говорит, что любому производителю нужно иметь там магазин. Его фото постоянно будет выдаваться в поисковике. Вас будут находить самые неожиданные люди. Наиболее крупный заказчик – музей Панорама обороны Севастополя – вышла на «Камни моря» именно так. К тому же ЯМ дает много цивилизованных средств работы с клиентом – безопасную сделку, оплату картой. А о лучших еще и постоянно рассказывает остальным мастерам.

Сейчас Сергей и Настя озабочены несколькими проблемами. Перестраивают мастерскую, чтобы можно было принимать партнеров, скоро тут появится шоурум. Разрабатывают более изящную упаковку – самопрезентация для такого продукта очень важна.

Сувениры «Камней моря» давно продаются за границей – например, в Ницце, Черногории, Израиле. Оттуда же идет запрос на франшизу.

– А зачем франшиза‑то? – искренне удивляюсь я. – Нельзя, что ли, взять гальку и сверлить и гравировать ее, как вы?

Оказывается, это у многих получается не очень. Нужны технологии и навык. А он есть в мире максимум у трех компаний в Америке, Швейцарии и Японии. Там действительно все непросто. Например, Сергей умеет делать примерно 120 отверстий в час. Скорость бешеная. И он будет передавать это умение дальше. В планах расширение коллектива.

Сам же мастер хочет уйти от рутинной работы и делать более сложные заказы – инсталляции, садовые скульптуры, корпоративные подарки. Благо, опыт есть. Приходилось делать оригинальные изделия для людей из списка Форбс – тех самых, у которые все есть. А что еще дарить из крымских сувениров? Не Китай же с пятисотпроцентной наценкой, правда же?

А камень – он живой. Настоящий. С таким помощником, как море, вылизывающее плавные линии, можно сделать много чего интересного.

Вот Сергей и делает.

x
Login