Close

29.08.2024

Российские застройщики переключились на небольшие ТЦ

Фото: Global Look Press © Владимир Баранов

В 2024 году застройщики, которые занимаются строительством торговых центров (ТЦ), отдают предпочтения небольшим объектам. Об этом рассказала изданию «КоммерсантЪ» руководитель департамента исследований и аналитики консалтинговой компании Commonwealth Parthnership (CMWP) Полина Афанасьева.

Эксперты CMWP подсчитали, что по итогам первой половины 2024 года по всей России объем торговых площадей, находящихся на этапе строительства, в годовом выражении сократился на 13% — до 1,3 миллиона квадратных метров. Это на 300 тысяч «квадратов» меньше показателя 2022 года.

С Афанасьевой согласна директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. Она напомнила, что многие инвесторы начали задумываться о целесообразности строительства крупных ТЦ еще в 2014 году, когда впервые с российского рынка ушло больше брендов, чем появилось новых. А глава департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай объяснила снижение объемов строительства таких объектов уходом части международных брендов после начала специальной военной операции России на Украине. Она добавила, что освободившиеся площади уже заняли российские ритейлеры.

В консалтинговой компании по рынку недвижимости Москвы CORE.XP высказали мнение, что рынок перенасыщен крупными торговыми центрами. Так, в столице на тысячу человек приходится 478 квадратных метров. Для сравнения, в Лондоне и Милане этот показатель составляет 110 «квадратов», а в Париже, Мадриде и Риме — в пределах 220–330 кв. м.

Директор департамента торговой недвижимости Nikoliers Ирина Царькова связала ограниченные объемы строительства крупных ТЦ с дефицитом подходящих участков в Москве и увеличением себестоимости строительства на фоне отсутствия медленного роста ставок аренды в сегменте. Если затраты на возведение таких объектов за год выросли на 15%, то арендные ставки в Москве увеличились на семь процентов.

Кроме того, застройщики испытывают серьезную конкуренцию со стороны электронной коммерции. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в январе—июне 2024 года ее объем в России вырос на 41% — до 3,9 триллиона рублей.

Читайте также:

Российский бизнес испугался идеи Минпромторга ставить киоски у входов в ТЦ

x
Login