Миру мед, деревне — деньги
Социальный проект: собрать деньги в Москве, чтобы дать работу уральской деревне
Гузель Санжапова, 28‑летняя предпринимательница из Москвы, спасла уральскую деревню от вымирания. Она организовала там производство сладостей из меда и других даров природы.
РЕФОРМА. Все началось с того, что в 2005 году жителю Екатеринбурга Равилю Санжапову в наследство досталась пасека из 69 ульев в Малом Турыше. В то время Равиль держал в столице региона маленький магазин одежды. Но не пропадать же пасеке — пришлось вернуться в деревню. В сезон Равилю удавалось собирать до 2 тонн меда. Да только продавать его тут было некому.
От Екатеринбурга до Малого Турыша примерно 240 км — добираться на машине приходится больше 3 часов. Дальше из деревни дороги нет. Малый Турыш конечная, тупиковая станция на этом автомаршруте.
Сюда теперь даже не ходит автобус, поэтому ребятам в школу (осталось тут несколько семей с детьми) или любому иному жителю, желающему добраться до продуктового магазина или в фельдшерский пункт, надо идти пешком 3 километра до Большого Турыша. В деревне осталось 15 жилых домов, остальные заколочены и медленно ветшают, а постоянных жителей — около трех десятков. Могло быть и хуже, деревне грозило полное вымирание.
Так бы оно и было, если бы три года назад 25‑летней Гузели Санжаповой, живущей в Москве, не пришла идея, как помочь малой родине. Гузель уговорила отца с матерью и младшую сестру Лилю вести на пасеке хозяйство по‑новому, по-современному. И здесь наладили производство крем-меда, медового мусса и травяных чаев.
Гузель в Малый Турыш выбирается при каждом удобном случае, примерно раз в месяц. А местную медовую продукцию, которая теперь выпускается под маркой Coccobello, можно купить в нескольких магазинах в Москве и Екатеринбурге или же заказать в интернет-магазине. Теперь на повестке — расширение производства.
СБОР ДЕНЕГ. Мед — с пасеки, брусника, клюква, земляника, черная смородина и прочие ягоды, а также разные полезные травки для аромата собирают в ближайшем лесу местные бабушки. Для них в сезон это хороший приработок к пенсии. За день можно набрать 5 литров ягод. Гузель покупает у бабушек их по 200 рублей за литр.
Но собрать сырье мало, надо еще превратить его в аппетитную продукцию. Для этого нужно оборудование, да и крытый утепленный цех не мешало бы построить. Сначала надо было достать сушильные шкафы для ягод и медогонку-центрифугу. Купить самое недорогое, но пристойное оборудование можно было в Германии. Цена вопроса — 150 тысяч рублей. Таких денег у Санжаповых не было. И Гузель кинула клич в народ, обратившись на краудфандинговой площадке boomstarter.ru с просьбой собрать необходимую сумму.
«Наша пасека — единственное хозяйство, дающее работу умирающей деревне. Мы понимаем, что можем привлечь к работе большее количество людей, но для этого нужно докупить оборудование», — обратилась к пользователям Сети Гузель. Тем, кто пожертвует хоть немного денег, девушка обещала, например, прислать медовые лакомства. Гузели очень быстро удалось собрать даже не 150, а почти 455 тысяч! Всего жертвователей-спонсоров оказалось аж 397 человек. Желающие потом получили сладкие подарки из Малого Турыша.
Девушка еще дважды собирала деньги на строительство цехов для переработки медовой продукции: в общей сложности более миллиона рублей. Трудятся там местные жители — впервые за многие годы у них появилась постоянная работа.
Бабуля. Самая пожилая жительница деревни — 84-летняя Хамаира Фатыхова. Если ее внучка Гузель — глава компании, то бабушка, несомненно, ее душа. Внучка приезжает — бабушка оживает!
РАСШИРЕНИЕ. Изначально Гузель Санжапова создавала свое производство в Малом Турыше как проект социального бизнеса — вся прибыль должна была идти на облегчение жизни местных. В 2015 году ее компания Coccobello приняла участие в проекте Lipton Goodstarter — чайный гигант давно запустил программу по поддержке социального предпринимательства. Coccobello победила на одном из этапов и получила грант в 300 тысяч рублей. Эти деньги тоже пошли на развитие производства. А новые связи оказались крепкими. Нынешней осенью Гузель Санжапова заключила договор с транснациональной корпорацией Unilever на поставку 15 тысяч наборов деревянных чайных ложек с травами и ягодами, залитыми карамелью. Начинка растворяется, когда мешаешь чай. Через месяц они появятся в столичных магазинах.
В этом году на деревенском производстве начали делать леденцы, опять же с ягодами, добытыми в местных лесах.
В планах Гузели — построить тут карамельную фабрику, пробурить скважину питьевой воды и облагородить единственную местную улицу: поставить нормальные заборы, поменять фонари. И потому снова на Бумстартере началась акция по сбору денег. Из соседнего Большого Турыша в Малый давно уже названивают люди с вопросами о работе. И кажется, что она скоро там появится не только для местных бабушек.
***
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Газета «Мой район» совместно с Федеральным агентством по печати реализует проект «Мой старт: как начать свой бизнес». Мы рассказываем о том, как люди, в большинстве своем бывшие офисные сотрудники, меняют стабильную жизнь «белого воротничка» и открывают свое дело. Неважно, в какой сфере: открывают пекарню, шьют ботинки или запускают сервис по выгулу собак. Важна идея и готовность работать руками, реализовывать свои идеи. Мы будем общаться с такими бизнесменами, рассказывать об их взлетах и падениях. Мы можем рассказать о вас, ваших детях, друзьях или соседях. При условии, если это действительно личный старт и ваши идеи. Если вы хотите предложить нам героев рубрики, напишите письмо на почту redaktor@mr-msk.ru
Замысел стратапа по созданию сайта, пожалуй, самый яркий и многообещающий
Игорь Качалов о проекте «Вебферма» Этот стартап правильно фокусирует в себе все основные предпосылки успеха: — большой целевой рынок: сотни тысяч компаний в России и десятки миллионов во всем мире; — потребность в получение сайта быстро; — потребность в его функциональности и гибкости; — потребность в самостоятельном конструировании и творчестве. Теперь, самое важное, на эту […]
Стартап Like Eat вызывает двойственное чувство
Игорь Качалов о проекте «Like Eat» С одной стороны, это прекрасная и нужная идея. Кушать вкусно и полезно — это крайне актуально. С другой стороны, авторы делают ставку на три противоречивых параметра: вкусно, полезно, недорого. И если еще я допускаю, что можно приготовить и вкусно, и полезно (хотя врачи так не считают), то при этом […]
«Главное для семейного конструктора – быть безопасным для детей»
Герман Юртаев о проекте Алены Вакар Конструктор, на мой взгляд, самый лучший инструмент для развития навыков и воображения у детей. Идея Алены правильная и может быть интересна для развлечения в узком кругу друзей и единомышленников. Для массового распространения необходимо получить разрешительные документы. У нас в стране действует достаточно жесткое законодательство в области производства детской продукции […]
«Коты для новоселья» не могут стоить дешево, к сожалению
Герман Юртаев о проекте Максима Кузина
Английские двухэтажные автобусы имеют однозначно положительный образ
Сергей Турко о проекте Александра Янкина Хорошая идея, английские двухэтажные автобусы очень красивые и имеют однозначно положительный образ, аренда такого автобуса для самых разных целей однозначно будет оценена положительно, будь это свадьба или корпоратив. Из нюансов такого бизнеса можно отметить, наверное, достаточно высокую стоимость парковки в центре города, которую вряд ли бизнесмен мог учитывать несколько […]
Собрать деньги в Москве, чтобы дать работу уральской деревне
Елена Шитикова о проекте Гузели Санжаповой