Close

28.02.2017

Можно ли процветать на выращивании роз и тюльпанов?

Владелец компании о судьбе малых предпринимателей, занимающихся цветоводством.
Много лет накануне 8 Марта у московских мужчин было два пути. Основной — на Рижский рынок, где можно было выбрать умопомрачительный букет. Те, у кого бюджет был скромнее, ехали на Киевский вокзал, где ходили , да и сейчас ходят «живые указатели» — люди с цветком в руках, скороговоркой произносящие «роза-цветы-роза-цветы». Кстати, часть букетов с Киевского паковалась прямо в привокзальных туалетах.

Сейчас у каждой станции метро можно найти цветочный магазин. Они превратились в своеобразные цветочные супермаркеты, где можно , как в продуктовом, выбрать уже готовый букет на любой кошелек. При желании покупать букет тюльпанов, кустовых роз или ирисов можно раз в неделю – без ущерба для кошелька. Но не всех производителей эта тенденция радует.

На виду самые живучие

«Это раньше цветочные магазины действительно были везде. Сейчас московская власть все снесла, да и большинство рынков разогнали, – рассказывает Олег Большаков, директор «Агрофирмы Цветочная Долина». – Но теперь сетевики, вроде «Оптцветторг», «Много цветов» закупают недорогие цветы невысокого качества и продают их по ценам, близким к оптовым. Это вариант «дешево и сердито». А еще крупными продавцами цветов сегодня, как ни странно, стали большие сетевые магазины, «Ашан», «Дикси», «Пятерочки», «Перекрестки». Цветы стоят в любом супермаркете. Пропали настоящие цветочные магазины, которые торговали цветами высокого качества. Это мог быть обычный «тонар» на улице, но хозяин там был серьезный, и за качеством следил. Так что сейчас купить качественные цветы — проблема».

Олег Большаков – типичный малый предприниматель в цветочной сфере. За ним не стоят крупные агрохолдинги. И, как признает бизнесмен, из малых производителей в его сфере выживают те, кто вошел в нее до кризиса. Олег заходил на рынок, когда доля отечественного производителя цветов была всего 7%. И то «нырял в омут» предприниматель с оглядкой на то, что на момент старта он уже много лет проработал в этой сфере: занимался оптовой торговлей цветов, знал ключевых игроков этого рынка, за сбыт не волновался.

«Я не выкрутился бы, если бы входил в дело в период санкций. В настоящее кризисное время начать производство цветов очень сложно. Клиентуры новой не будет, старые клиенты держатся за своих, проверенных производителей. Таких примеров, кто открылся в кризисные годы, вложив последние деньги, и сейчас процветает, а не выживает, я не знаю», — честно признается предприниматель.

Рифы бизнеса

При этом бизнес Олега сложно назвать упадочным. К праздникам в Москву из его пригородной теплицы уедет почти четверть миллиона отборных тюльпанов. Но это на 100 тысяч меньше, чем год назад. В минусе он не останется. А по весне так вообще все завертится в режиме нон-стоп – основной доход предпринимателю приносит рассада для озеленения городских клумб, которую он выращивает по заказу правительства Москвы. Но предприниматель планирует жить не сезонным бизнесом, не так называемой «выгонкой» тюльпанов к праздникам и разведением рассады к лету, а выращивать цветы круглый год.
«Сейчас столько возможностей для этого, наша отрасль очень высокотехнологичная, от системы полива до автоматизированных столов для сортировки цветов. А еще система гидропоники, затемнения и проветривания… В огромных теплицах может работать 5-10 человек, остальное делает техника. Я уже не говорю про посадочный материал, это простор для фантазии», — рассказывает Большаков. «Агрофирма Цветочная Долина» работает с применением знаний и опыта еще старой советской школы агротехники. Постоянный консультант компании – Валентина Максимова, опытнейший агроном, работавшая еще в старейших советских совхозах.

Но все его амбиции уже несколько лет разбиваются о российские реалии. По признанию Олега, в его сфере вся российская система работает против малого предпринимателя – от кредитов до системы газораспределения. Мешают бизнесу и девелоперы. Сейчас сквозь стеклянную крышу его теплицы видны огни новостроек. А когда-то это был довольно удаленный от Москвы район.

« Когда я арендовал эту теплицу, вокруг были частные дома и промзона. О том, что за неполные десять лет тут появятся сотни новостроек, сложно было и подумать. Мы живем под угрозой постоянного сноса, вкладывать деньги в модернизацию ни мне, ни владельцу тепличного комплекса нет смысла, – отмечает предприниматель. — Историй, когда ради застройки сносили целые тепличные хозяйства, – очень много».

Не дают кредит

Но, как признается предприниматель, очень хочется создать собственное современное высокотехнологичное тепличное производство. Но это даже не плавание в океане большого бизнеса – это бесконечное лавирование среди рифов. Олег постоянно ищет место, где бы он мог построить собственные теплицы.

«Я пытался взять целевой кредит в «Россельхозбанке» на развитие своего бизнеса, который имеет прямое отношение к сельскому хозяйству. Цветы — это сельхозпроизводство. Поэтому и обратился в банк, который в первую очередь должен обслуживать сельхозпроизводителей, — рассказывает Олег. — Но никаких программ или субсидий в этом банке для сельхозпроизводителей и близко нет. Этот банк может называться как угодно, только не «Россельхозбанк». Процентная ставка в 20 процентов неподъемная. Аналогичный опыт и у друзей, занимающихся сельским хозяйством. Для таких, как мы, есть смысл ввязываться в кредиты только при ставке в 5-7% на первые пять лет. Я не увидел разницы в подходе к рассмотрению наших заявок в «Россельхозбанке» и других коммерческих банках. То, что предлагают нам иначе, как кабалой, не назовешь».

Вторая проблема – земля под теплицу.

«Я пока рассматриваю варианты в радиусе 40-50 километров от Москвы. Свободные участки есть, но собственники предпочитают искать покупателей среди застройщиков, так выгоднее. Или выставляют такую цену, что такие, как я, отступают» — сетует предприниматель.

Были варианты, которые устраивали по цене, но там была другая неразрешимая проблема – газификация. Во многих районах газораспределительные сети построены так, что подключить нового потребителя к ним уже нельзя, не хватит мощности. « Я не понимаю, как в стране, где газ – основное богатство, которая снабжает газом пол-Европы, сложилась такая ситуация, – искренне удивляется Олег Большаков.- Если отапливать и освещать при помощи дизельных станций, то расходы будут как минимум втрое выше. Те, кто смог в свое время купить землю, но не может подключить газ, идут на такие меры от отчаяния. Это очень невзрачные теплицы, которые никогда не выкарабкаются из долговой ямы. И им не до селективных сортов, выращивают и продают самые дешевые цветы, я их называю «цветочный мусор». Я бы такие тюльпаны не то чтобы любимой женщине не подарил, а не купил бы даже для формального букета».

Цветочный ширпотреб

Кстати, говоря про «цветочный мусор», цветовод не лукавит. Процветание сетевых магазинов базируется на том, что массовый покупатель не очень дотошный, он в первую очередь смотрит на цену. Это тот самый принцип « хочешь разбогатеть, продавай бедным». Есть, к примеру, луковицы тюльпанов «краснодарской селекции». Но разница между луковицами с российского юга и из Голландии – как между «Жигулями» и иномаркой. Мы по-прежнему зависим от иностранных поставщиков.

«Массовые производители закупают самый дешевый посадочный материал, по цене от 5 -7 рублей за луковицу, размер — так называемая «десяточка». Большие площади позволяют им выращивать большие объемы и продавать миллионными партиями в «Ашаны», «Дикси» и «Пятерочки». Таким, как я, покупающим крупные голландские луковицы за 12 рублей и производящим на выходе более качественный товар, остается бороться за требовательного клиента. Это вечная борьба цены и качества».
По словам Олега, костяк его заказчиков сформировался до того, как на рынке появилось большое количество «цветочного ширпотреба». Среди покупателей – салоны авторских букетов и магазины на юго-западе и западе Москвы. Растет и число заказчиков, базирующихся вокруг Рублевки. Раньше рублевские покупатели работали исключительно на европейском материале.

Возможности для рывка

По мнению Большакова, у российского производителя именно тюльпанов, есть шанс на то, что бы достичь такого же результата, как в свое время с курятиной. В России одно время было засилье мороженых «ножек Буша», но со временем мы перешли на отечественную охлажденную продукцию.

Возможности и кадры для «тюльпанового ренессанса» в Подмосковье есть. Для рывка надо ввести мораторий на ввоз именно готовых тюльпанов из Голландии.

«Знаете, в чем парадокс? Во-первых, голландцы везут в Россию посредственные цветы – весом всего 27 граммов и длиной 35-40 сантиметров – потому что покупатель у нас невзыскательный. Купил чахлый цветок — и рад. Конечно, они умеют выращивать мощные красивые цветы, — у нас просто спрос на качество маленький. Селективные голландские тюльпаны до нас не доезжают, голландцы продают их в Европу, а нам отправляют, что попроще, а главное — подешевле. Но наша компания умеет выращивать из голландских луковиц такой крупный тюльпан – он у нас длиной 50-60 сантиметров и весит 60 граммов».

С розами ситуация иная – здесь без импорта мы точно не обойдемся. Кстати, по мнению Большакова, локомотивом для таких, как он, сейчас являются регионы – в процентном соотношении заказов сейчас оттуда больше, чем из Москвы. В столице труд малого предпринимателя убивает резкое сокращение точек продаж и курс на сетевые магазины.

 

Эксперты о цветочном рынке

О ценах

«Если вспомнить советское и постсоветсткое время, то цены были очень высокими, из-за дефицита самих цветов. – рассказывает Жанна Спередонова, территориальный директор сети магазинов «Простоцветы» — Общая тенденция сегодня – рост поставщиков, как мировых, так и российских. Есть много сравнительно недорогих позиций цветов хорошего качества.

После введения санкций активизировались локальные производители — российские, белорусские. На некоторые позиции снизились транспортные расходы и соответственно, цены. Некоторые плантации, такие как Индия, Иран, Кения раньше не умели выращивать крупные розы, а за последние годы научились и выращивают цветы хорошего качества. Поэтому пул поставщиков расширяется и выбор шире». 

Скажется на ценах и кратковременное снижение курса Евро

«Этот курс привел к тому, что на аукционах появилось много тюльпанов по цене 18 рублей за цветок. Отечественные производители предлагают по 22-30 рублей за цветок. Казалось бы, из Подмосковья привезти дешевле все же по 25, расходы меньше и нет таможни. – поясняет Талия Ахметова, руководитель PR-отдела в Флорист.ру. — Так, наверное, и поступят ритейлеры, которые разово будут продавать тюльпаны к празднику. Но крупным компаниям, сравнимой с нашей, дешевле купить все и сразу в Голландии, чем закупать партиями в разных местах по России»

О новых магазинах

«Цветочных магазинов всегда было много. Возможно, они не располагались непосредственно у метро, это не так бросалось в глаза. В кризисные времена бизнес, который находится вдалеке от людского трафика испытывает трудности или разоряется. — отмечает Жанна Спередонова. — Те, кто может, меняют локацию и стремятся перебраться поближе к метро, поэтому можно наблюдать такую концентрацию магазинов».

«Локация, локация, и еще раз локация – это залог успеха торговой точки. У метро много маленьких магазинов. Сейчас их арендуют цветочные оптовики. Летом часть этих магазинов сменит ассортимент, буту торговать, например, квасом. – прогнозирует Талия Ахметова . — Нам нужны площади от тысячи квадратных метров, в Москве у метро таких немного, нам выгоднее ориентироваться на доставку».

О проблеме рынка

« В Голландии есть система дотаций на энергоносители для цветоводов, потому что это базис экономики. В Подмосковье же большая проблема с газификацией. – сетует Галина Бельская, генеральный директор ООО «Тепличный комбинат» ( бывшие «Цветы Белая Дача»). — Мы строим новый комплекс в Раменском районе. Пока удалось решить проблему подключения к газу только двух гектаров. А надо еще четыре с половиной . Если не будет газового снабжения, то все строительство потеряет смысл, станет нерентабельно» .

Об отечественном производителе

« У нас не ведется работа по селекции , мы работали и будем работать на импортном материале. Есть такое понятие как « культурооборот». – рассказывает Галина Бельская. — Это тюльпаны к марту, рассада к июню, хризантемы к осени и пуансетия под Новый год. Ни по одному из этих сегментов пока нет достойных российских поставщиков семян. Хорошая тенденция в этом плане пока только в сегменте семян овощей и салатов. Но мы умеем выращивать качественные цветы из импортного материала».

« Российские поставщики не готовы предоставить необходимые объемы. Например, в праздники, когда закупка цветов вырастает в десятки раз. Качество неодинаковое. Стойкость цветка не дотягивает до уровня иностранных коллег, которые выращивают цветы уже десятки и даже сотни лет. – отмечает Жанна Спередонова — Не хватает массовых современных технологий выращивания, поэтому российский цветок зачастую быстро отцветает. Нет понимания важности стандартов. Например, есть такой термин “бокал цветка” – это размер головки. Правило хорошего тона среди цветоводов — одинаковый бокал цветов. Нестандартные цветы отбраковываются, не доходят до покупателя. Наши производители пока не готовы к такой отбраковке . Размер отечественных цветов “плавает” и поставщики зачастую не убирают нестандартные цветы из партии, сортировку цветов нам приходится делать самим. Но движение есть и мы надеемся, что развитие отечественного цветоводства будет продолжаться. Мы работаем с пятью российскими производителями. Постоянно мониторим новых, они часто заходят на рынок. За прошедшее лето мы попробовали более 20 новых поставщиков из России и ближайшего СНГ. Если сравнивать качество цветов теми, что были три года назад, то оно, безусловно выросло. Проблем с отечественными поставщиками становится меньше».

Источники: Галина Бельская, генеральный директор ООО «Тепличный комбинат» ( бывшие «Цветы Белая Дача») , Жанна Спередонова, территориальный директор сети магазинов «Простоцветы»,Талия Ахметова, руководитель PR-отдела в Флорист.ру

ЭкспертыУчавствоватьПремия «Мой старт»
 

Замысел стратапа по созданию сайта, пожалуй, самый яркий и многообещающий

Игорь Качалов о проекте «Вебферма» Этот стартап правильно фокусирует в себе все основные предпосылки успеха: — большой целевой рынок: сотни тысяч компаний в России и десятки миллионов во всем мире; — потребность в получение сайта быстро; — потребность в его функциональности и гибкости; — потребность в самостоятельном конструировании и творчестве. Теперь, самое важное, на эту […]

нет комментариев

Стартап Like Eat вызывает двойственное чувство

Игорь Качалов о проекте «Like Eat» С одной стороны, это прекрасная и нужная идея. Кушать вкусно и полезно — это крайне актуально. С другой стороны, авторы делают ставку на три противоречивых параметра: вкусно, полезно, недорого. И если еще я допускаю, что можно приготовить и вкусно, и полезно (хотя врачи так не считают), то при этом […]

нет комментариев

«Главное для семейного конструктора – быть безопасным для детей»

Герман Юртаев о проекте Алены Вакар Конструктор, на мой взгляд, самый лучший инструмент  для развития навыков и воображения у детей. Идея Алены правильная и может быть интересна для развлечения в узком кругу  друзей и единомышленников. Для массового распространения  необходимо получить разрешительные документы. У нас в стране действует достаточно жесткое законодательство в области производства детской продукции […]

нет комментариев

«Коты для новоселья» не могут стоить дешево, к сожалению

Герман Юртаев о проекте Максима Кузина

нет комментариев

Английские двухэтажные автобусы имеют однозначно положительный образ

Сергей Турко о проекте Александра Янкина Хорошая идея, английские двухэтажные автобусы очень красивые и имеют однозначно положительный образ, аренда такого автобуса для самых разных целей однозначно будет оценена положительно, будь это свадьба или корпоратив. Из нюансов такого бизнеса можно отметить, наверное, достаточно высокую стоимость парковки в центре города, которую вряд ли бизнесмен мог учитывать несколько […]

нет комментариев

Собрать деньги в Москве, чтобы дать работу уральской деревне

Елена Шитикова о проекте Гузели Санжаповой

нет комментариев
 
x
Login