Труд напоказ — почему это стало модно
О том, как публичная демонстрация своей работоспособности стала показателем статуса и почему в этом нет ничего хорошего, – в материале The Guardian
Почти 120 лет назад социолог Торстейн Веблен представил термин «демонстративное потребление», который он использовал, чтобы описать богачей, которые хвастаются своим богатством, совершая огромное количество бессмысленных и безвкусных покупок. Зачем покупать тысячедолларовый костюм, если стодолларовый выполняет ту же функцию? Ответом на это вопрос, считал Веблен, является власть: богатые утверждают свое господство, демонстрируя, как много денег они могут потратить на вещи, которые им не нужны.
В свое время революционные, сейчас выводы Веблена кажутся всем очевидными. За прошедшие годы демонстративное потребление глубоко укрепилось в текстуре американского капитализма. Современная эпоха – еще более вебленианская, чем 19 век. Сегодняшние монстры индустрии выставляют напоказ своей социальное положение с помощью частных островов и суперяхт, в то время как президент США покрывает золотом почти все, чем обладает.
Но время сейчас совершенно другое, и дорогостоящие покупки – не единственный способ проецировать свою власть для современных элит. Не так давно появилась еще одна форма демонстрации статуса. В нашем новом Золотом веке самоидентификация себя как представителя правящего класса требует не только демонстративного потребления. Она требует демонстративного производства.
Демонстративное потребление включает в себя поклонение роскоши; демонстративное производство – поклонение труду. Неважно, как много ты потратил – важно, как тяжело ты работал.
Никто не культивирует идею демонстративного производства так активно, как СЕО американских корпораций. Глава Apple Тим Кук заявляет, что его день начинается в 3.45 утра. СЕО General Electric Джефф Иммельт на протяжении последних 24 лет имеет 100-часовые рабочие недели. Думаете, это много? Исполнительный директор Yahoo Марисса Мейер отрабатывает за неделю 130 часов.
Очевидно, что все эти люди так много работают не из-за необходимости – в отличие от большинства американцев, выживание которых зависит от отработанных часов. В свою очередь Иммельт, Мейер и Кук могут выйти на пенсию хоть завтра и жить в полном комфорте до конца своих дней, и внукам останется: если посчитать активы всех троих, в сумме получится около 1,5 миллиарда долларов.
Демонстративное производство – это не про обеспечение своих материальных потребностей; это публичная демонстрация продуктивности как символа силы. В эру неравенства элитам важно демонстрировать себе и другим, что они объективно имеют право обладать чем-то большим, чем все остальные. Кук на 500 тысяч процентов богаче среднестатистического американца – но он же просыпается в 3.45 утра! Демонстративное производство оправдывает существование высшего класса, выставляя напоказ его нечеловеческий уровень продуктивности.
Суровая ирония заключается в том, что изнурительные рабочие недели – это не исключительная прерогатива элит. Вообще-то реальность очень далека от этого. Многие не столь везучие американцы демонстрируют не меньший уровень продуктивности, просто у них нет возможностей и стимулов для рекламирования такого образа жизни. Исследование, проведенное Институтом экономической политики, показало, что сейчас людям в США приходится работать гораздо больше, чем несколько десятков лет назад – особенно черным, бедным и женщинам. Почему так? Да просто заработная плата не слишком изменилась с 70-х годов, а вот цены растут постоянно, люди вынуждены работать на 300-400 часов в год больше, чем 30 лет назад, чтобы свести конца с концами.
Сравните женщину, которая работает многие часы, получая плату, близкую к минимальной, и женщину, которая работает такое количество часов, но только за 30 миллионов долларов в год. Одна не хочет оказаться на улице – другая транслирует свою власть и престиж. Труд второй не необходим в нормальном смысле этого слова – точно так же, как и сумочка за 10 тысяч долларов. Если демонстративное потребление восхваляет безвозмездные расходы, то демонстративное производство восхваляет безвозмездно потраченные на работу часы.
Демонстративное производство имеет множество форм. Даже люди, которые не могут позволить себе завтра уйти на пенсию, могут быть в какой-то степени вовлечены в него и наслаждаться тем статусом, которое оно предлагает. Но и это еще не все. Один из самых провокационных постулатов Веблена заключался в том, что расточительность богатых вызывает у более низких классов не гнев, а восхищение. Это правило применимо не только к демонстративному потреблению. Большинство американцев, конечно, никогда не достигнут поражающих уровней СЕО больших корпораций, но это не мешает им делать из продуктивности фетиш.
Один из способов, который они используют – превращают свой досуг в труд, посвящая его «работе над собой». Посмотрите на среду, в которой живут члены городского профессионального класса; они всегда окружены фитнес-клубами, магазинами с органической едой и т.д. В таких местах труд никогда не заканчивается – после того, как закончился труд по оплате счетов, начинается труд во имя самосовершенствования и самоочищения.
Необязательно быть главой совета директоров или СЕО, чтобы участвовать в демонстративном производстве. Благодаря технологиям каждый шаг теперь может рассматриваться как возможность повышения собственной продуктивности. Измеряйте, сколько вы прошли, поспали и съели, насколько вы красивы, остроумны или популярны – все с помощью приложений и соцсетей. Превратите свою личность в поток данных, который можно отследить, проанализировать и оптимизировать с точностью промышленного процесса. Вы можете превратить свою жизнь в фабрику, и это не будет просто метафорой, ведь «делая себя», вы зарабатываете деньги для других. Ведь время, которое вы проводите на этих платформах, приносит реальный доход для компаний, которым они принадлежат.
Демонстративное производство – гениальная штука. Оно не только способствует культуре «сверхурочной работы», но и уменьшает экономическую ценность вашего свободного времени. У нас нет выхода: либо мы работаем для компании, либо работаем над собой, но мы всегда работаем. «Восемь часов на работу, восемь часов на отдых, восемь часов на сон» — требовали рабочие более века назад. Эти цифры больше не имеют смысла – в оценке производительности учитывается даже сон.
Сегодня старый лозунг рабочего движения звучит как утопия научной фантастики. Представьте себе общество, которому требовалось бы так мало нашего труда. Представьте себе мир, в котором бедным не пришлось бы так много работать, чтобы существовать, а богатым не пришлось бы так много работать, чтобы казаться достойными своего состояния – потому что ни бедных, ни богатых бы не было.