Close

31.05.2017

«Разве водителю «Убера», по большому счету, кто-то что-то приказывает?»

Андрей Кривенко, основатель сети магазинов «Избенка» и «Вкусвилл», о сути «бирюзовых» компаний

У компании должна быть идея и цель. Наша цель – все должны питаться честными продуктами. Поняв, что мы ее достигли, мы решили определить новую — чтобы максимальное число компаний в мире стали «бирюзовыми», занимались социальным предпринимательством. Потому что большинство благ в мире создано именно такими предпринимателями. Третья цель – целостность. Это самое сложное. Целостность мы понимаем в том формате, что отношения в коллективе должны быть схожими с семейным мироустройством. Не в том плане, что мы друг другу как брат и сестра, а в том, что не должно быть резкого разграничения в стиле общения.

Кто в семье приказывает супругу? Я вот, например, никогда. Такие же отношения, считаю, должны быть и в коллективе. У нас нет системы приказов и распоряжений. В семье же этого нет. Так почему на работе должна быть такая структура? Мы договариваемся и обсуждаем.

Если смотреть на систему развития человечества, сложно сказать, что современное общество окончательно отменило рабовладельческую систему. Почему-то многие считают, что высоких результатов можно добиваться только силой и приказами. Такие люди к нам тоже приходили, но не задерживались. Я верю в теорию самоуправления. Это искренняя система, и она помогает сделать мир лучше. У меня нет шкалы оценок. Поначалу ко мне приходили люди и спрашивали: «Вас устраивает, как я работаю?» Я искренне отвечал: «Понятия не имею!». Клиенты довольны? Довольны. Заказчики довольны? Довольны. Значит, хорошо работаешь.

Я считаю, что «бирюзовыми» могут быть и государственные компании. Внешние воздействия увеличивают силу компании. Это нормально. И ошибки – тоже нормально. Это как отмирание клеток кожи при обновлении. Ненужные элементы в управлении со временем отомрут. Есть же теория, что младенцев не надо держать в стерильных условиях, иначе они не справятся потом с агрессивной внешней средой. Когда продавцов штрафуют за то, что своевременно что-то не продали, они будут обманывать покупателя, компенсируя убытки. Это плохо в конечном счете для потребителя. У нас этой системы нет. При этом возвраты или просрочка у нас минимальны.

Мировой тренд успешных компаний – переход к самоуправлению. И для этого не надо быть в штате. Надо просто связать большой коллектив единой информационной цепью – как это сделали,например, компании «Убер» и «Яндекс». В России у них есть свои особенности, но в мире эти компании работают по вполне себе «бирюзовой схеме». Разве водителю «Убера», по большому счету, кто-то что-то приказывает?
(Записано на форуме «Бизнес со смыслом»)

x
Login