Close

01.02.2018

Не матрешками едиными

«Малый бизнес» продолжает готовить предпринимателей к грядущему чемпионату мира по футболу. На площадке Цифрового делового пространства московским предпринимателям уже рассказывали о тонкостях экскурсионного бизнеса, особенностях размещения иностранных гостей и их кормления. В этот раз эксперты под руководством модератора встречи, доцента кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Тимура Тультаева дали советы слушателям семинара-практикума, как заработать на сувенирной продукции.

Юрий Слуцкий

До мундиаля осталось не так уж и много времени, однако одним из весомых преимуществ малого бизнеса, как отметил генеральный директор ГК «Оазис», член Национальной Ассоциации Рекламно-Сувенирной Индустрии Юрий Слуцкий, является его гибкость.

«Первое, что приходит в голову, и самое очевидное – это футболки. Шарф, флаг, толстовка, бейсболка, футбольные мячи, спортивные сумки», — перечисляет Юрий основные предметы атрибутики, которые всегда присутствуют на лотках перед подобными мероприятиями. Но как сузить (или усовершенствовать) этот ассортимент так, чтобы не тратить время и ресурсы зря? Слуцкий назвал некоторые тренды сувенирной продукции, на которые стоит обратить внимание.

«Необязательно привязываться к спортивному мероприятию с помощью спорта. Парадоксальная мысль, но человек с удовольствием купит нестандартную вещь, которой потом будет пользоваться», — подчеркивает он. — Например, в последние годы растут продажи портативных зарядных устройств для телефона – почему бы не нанести на них памятный рисунок и выставить на продажу? Не так давно до России докатилась одержимость спортом и фитнесом – а значит, спортивные аксессуары и одежда несомненно будут пользоваться популярностью, особенно учитывая направленность события».

Представитель программы VISIT RUSSIA, агентства Ростуризм РФ по Италии Екатерина Санкина, присоединившаяся к семинару прямым включением из Рима, напомнила, что сувенир должен быть утилитарным. «Нельзя ограничиваться банальными магнитиками – их эра уже проходит – сейчас нужны более интересные, полезные вещи», — подчеркивает она и приводит пример: мундиаль будет проходить летом, а значит, многим пригодятся бейсболки.

Но самое главное – это все равно рисунок на сувенире, принт. К этому вопросу внимание должно быть самое пристальное, ведь именно рисунок в первую очередь привлекает внимание покупателя. Но лицензия, необходимая для использования символики чемпионата, стоит огромных денег, и ее покупка (как и использование изображений в коммерческих целях без разрешения) обернется скорее убытком, чем наоборот. Что же делать? «Важно понять, какой продукт под нее можно создать, чтобы он ассоциировался с футбольной тематикой, но никаких отчислений платить не приходилось», — рассказывает эксперт.

Самый простой путь – это наносить на вещи национальную символику, разрешения на нее не требуется. Но этой возможностью воспользуется каждый второй производитель. Гораздо интереснее найти художника, который создаст интересный и запоминающийся принт с символикой городов, где проходят матчи. Можно создавать персональный мерч: например, открыть киоск для моментальной печати фотографий на футболках или кружках. Еще один вариант, при котором как раз пригодится оперативность малого бизнеса – ситуативная продукция. «Крупной компании для того, чтобы разработать коллекцию, понадобится полгода. Малый бизнес может реагировать на события сразу, — говорит Юрий. — Вспомнить, к примеру, неоткрывшееся кольцо на церемонии закрытия Олимпиады – из этого сюжета получился бы неплохой сувенир, а при достаточной оперативности можно стать первым, кто его выпустит».

Впрочем, это сработает далеко не со всеми гостями. «В Европе все-таки более консервативное отношение – европейцу важна символика того, куда он приехал», — отмечает Екатерина.

Тем не менее Юрий подчеркивает: лучше продается не тот принт, который четко отсылает к мероприятию, и не тот, который наполнен абстрактными образами. Принесет деньги принт, который в первую очередь хорошо выглядит. «Вещи, которые либо интерактивны или просто здорово выглядят, всегда будут продаваться лучше. И не придется ломать голову, что мне лучше напечатать – стадион или футбольный мяч», — говорит он.

Юлия Цыбко

Конечно, иностранцы повезут из России не только футболки и толстовки, но и еду. В последнее время отечественные продукты становятся все более востребованным сувениром. «Привезти вещь с символикой мероприятия, которое вы посетили – это одно, но привезти что-то, характеризующее целую страну – совсем другая история. Это продолжит работать и после того, как мероприятие закончится», — подчеркивает руководитель направления «Ящик местной еды» в рамках гастрономического проекта «Местная еда» Юлия Цыбко.

Причем речь идет не о какой-то экзотике или деликатесах – хотя и варенье из шишек, и икра пользуются немалой популярностью у гостей из других стран – а о практически повседневной еде. Например, о сырокопченой колбасе или конфетах «Красная шапочка». В этот список можно добавить соленые огурцы, ту самую сгущенку в сине-белой банке, зефир, сметану, ну и, конечно, водку – куда же без нее. Естественно, не меньшим успехом пользуются и более национальные продукты – мед, травяные чаи, варенья, аджика.

Но продукт, как известно, начинается с упаковки, и грядущие мероприятия – это хорошая возможность продать немного национального колорита. Юлия подчеркивает: упаковка, конечно, не важнее ее содержимого, но симбиоз должен быть. «Сейчас продуктов с национальной символикой практически нет», — сетует эксперт, а ведь использование, например, народных узоров в упаковке – еще один способ привлечения внимания туристов.

Где же это все продавать? Вариантов много, у всех свои плюсы и минусы, но наиболее короткий ответ будет звучать так – буквально везде. Как отмечает Екатерина Санкина, «хорошо бы, чтобы киосков с сувенирами было побольше, а что-то можно было купить прямо в хостеле. Не каждый турист дойдет до сувенирной лавки, или ему покажется там очень дорого. В общем, все зависит от расторопности того, кто производит, и того, кто хочет продать», — резюмирует Екатерина.

x
Login