«Оставьте эти глупые фантазии о миллиарде в год!»
Ирина Хакамада – о том, как малому бизнесу выжить в эпоху экономической турбулентности. Чем пожертвовать, на что сделать ставку и о чем забыть навсегда
Ирина Хакамада – ключевая фигура в российской политике на стыке нулевых. На старте первого кризиса Ирина Муцуовна была Председателем Государственного Комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Сейчас — бизнес-коуч, консультирует предпринимателей. Более подходящей кандидатуры для разговора на тему тактики антикризисного поведения малого предпринимателя найти сложно.
Все правильно делают
— Накануне кризиса многие довольно успешные сотрудники покинули неплохие должности и начали свое дело. Человек, изучавший физику твердого тела, стал «крутить коровам хвосты», открыл сыроварню. Банковский аналитик занялся пастилой.
— Они поступают правильно: рынок из‑за санкций не насыщен, потребитель потерял от 7 до 14 процентов доходов. Бедные стали беднее, но и средний класс просел. Но запрос на качественную, без консервантов, еду, есть. Не по ценам премиальных сетей. Штучное, качественное производство всегда дороже. В европейской мясной лавке вырезка будет на 30 % дороже, чем в супермаркете. Но это будет мясо другого качества. 30 % это нормальная дельта. У нас же пока разница между фермерскими лавками и сетями намного больше.
— Многие начинают с нуля, закупают оборудование.
— У нас очень дорогая аренда. И у малого бизнеса нет возможности кредитоваться под адекватный процент.
Работать надо без зарплаты
— Когда эти люди выйдут в уверенный плюс и выйдут ли? Или снова пойдут работать «на дядю»?
— Если в дело пришел новичок и работает на любительском уровне, он проиграет. Если он взял хорошего управляющего, но не за зарплату, а за долю в прибыли, шансы на победу возрастают. Если новичок находит не кредитного, а венчурного инвестора и он входит с ним в долю, при этом ничего не диктуя, шансы высоки. Но относительно новичков в малом бизнесе мои прогнозы не очень оптимистичны. В среднем по Западу из венчурных стартапов выходят в уверенный плюс 15‑20 %. Делиться долей в прибыли, пусть даже в размере полупроцента — это грамотнее, чем брать на зарплату. Это стимулирует намного эффективнее. У нас же часто ситуация такая, что на работника могут кричать, понукать, но он сидит на низкой зарплате и ваше процветание ему «до лампы».
На чем экономить?
— Что такое грамотная финансовая политика для стартапера?
— Новички должны понимать, что депрессия продлится минимум два года. Она не зависит от цен на нефть. В условиях стагнации надо работать без офиса, рекламироваться в интернете или на самых дешевых традиционных носителях. Искать источники бесплатной рекламы. Подходить к этому креативно, использовать то, что не используют другие. Соцсеть — вчерашний день. Там рекламируются все. Зарплаты водителей не вешать на баланс, пользоваться ими на аутсорсе. Убер дешевле собственного автопарка. По возможности не берите кредит, ищите партнеров. Говорите налево-направо о своих потребностях, ищите через «друзей друзей», через Фейсбук. Это должен быть взрыв эмоций, который заденет и пойдет по цепочке.
Совет: Работать, сгорая на проекте можно. Я тоже так работаю временами. Но не безостановочно. Зная, что после аврала точно переключусь, компенсирую.
Экономьте на маркетологах, если их услуги не нужны каждый день. Переводите на фриланс. Маркетологи в штате — это «жирная привычка». А на хорошем управленце экономить нельзя, он подберет хороший коллектив. Надо, чтобы человек принимал вызов, а не гордился прошлыми заслугами. Если доход от него все выше, увеличивайте его процентное участие в прибыли. Если нет, то «до свидания». Не стремитесь загонять их в рамки полного офисного дня за зарплату. Иногда аутсорс на полдня дает намного большую отдачу, особенно, если человек работает где‑то еще. Если специалист хороший и вторая работа не на конкурента, пусть трудится хоть на троих.
Дешевая земля и льготы
— Вы пессимистично оценили перспективу «Сколково». Стартапы в этой сфере обречены?
— Госбюджет, госуправление, заказы для своих площадок, эксперименты. Типа «Роснано». Огромные площади, огромная аренда — а что на выходе? А ничего. Потому что инновационная экономика — это энергия малого и среднего бизнеса, когда много риска, но много и азарта. Нужны дешевые и бесплатные земли. Так было в Силиконовой долине на старте — почти в пустыне. И кто туда прибежал? Люди, в которых не верили, которые собирали на коленке компьютеры, что‑то паяли. Кто‑то проиграл, а кто‑то стал Джобсом. Нужны налоговые льготы на три года. Пока эта «мелочь пузатая» не встанет на ноги. Потом — упрощенка. Станет «средним бизнесом», рассмотреть другую линейку.
— Как в Китае и Сингапуре?
— Я не сторонник того, чтобы проецировать опыт Азии на Россию. У нас свой путь. В 90‑х кооперативы платили по 10 % налогов. Почему‑то из тех лет мы помним «бандитский Петербург», а не то, что многие в те годы смогли при такой ставке превратиться в средний класс. Сейчас Титов и Шохин (бизнес-омбудсмен и председатель РСПП РФ соответственно — Прим. ред.) продвигают создание переговорного органа между государством и бизнесом. Это же бред. У нас во всех сферах ручное управление президента. Как мозг одного человека справляется с такими объемами информации? Мы же не крохотная Эстония. Долго в таком режиме мы не выдержим.
— В 2014 году после «прямой линии» с президентом вы говорили, что ждете большой беды. Что из тех ожиданий подтвердилось?
— Все. Вплоть до прогноза цен на нефть. Сейчас время турбулентности и все зависит от власти. Если власть решится на серьезный модернистский проект, как в свое время Ден Сяопин в Китае, будет прогресс. Если ждать подорожания нефти, будет крах.
Собирайте друзей
— Если дело сейчас не идет, где брать силы?
— Прокачивать креативность. Многие работают по старинке — грустят, что нет прибыли «жирных лет». Не развиваются. Отсюда и депрессия. В этой ситуации дело лучше закрыть. Человек должен быть текучим и самообучаться очень быстро. Если же вы креативный и со всем справляетесь, выживете в любых условиях.
Нельзя при этом болеть трудоголизмом. Необходимо качество жизни. Не ставьте идиотских целей: «Хочу миллиард в год! Или сто миллионов». Сядьте и подумайте: сколько нужно денег, чтобы я интересно жил, качественно питался, хорошо отдыхал, получал медобслуживание и мог дать образование детям? Какая нужна квартира? Не многокомнатная в центре, но удобная, просторная. А еще нормальная машина и фитнес. И вот когда человек формулирует свой запрос, он хорошо начинает распределять время. 75 % — работе. Но 25 — для жизни. Пусть кусочками, по 2‑3 часа в день, захватывая выходные и отпуска — на переключение, хобби.
И друзья должны быть не только из бизнеса. Зовите их домой под любым предлогом. Не нужна при этом куча жратвы и водки. Недорогое вино, тарелка сыра, много фруктов. Обменивайтесь информацией. Хорошо, если в кругу друзей есть художник или писатель — всегда можно обсудить новую книгу или картину. Это ваш гуманитарный капитал, он оживит ваш бизнес-мозг.
Малый бизнес грустит
— Вы преподаете больше десяти лет. Слушатели сильно изменились?
— Они начинают грустить. И я сказала об этом Владимиру Путину: настроение изменилось, вы теряете людей, создающих рабочие места для других. Кто будет создавать ту самую импортозаместительную экономику? Не учитывать этих людей нельзя — 85 % населения не готовы рисковать, созидать. Им легче пойти на госслужбу. И давить эти 15 % — все равно что давить сердце экономики. Кровеносные сосуды останутся, а качать кровь кто будет? Кстати, они почти все из серии «крымнаш» — политика их волнует мало. Их в первую очередь интересует личное счастье.
Когда они начали грустить? С первой волной девальвации. Сперва думали, что отскочат. Но за два года устали. Я вижу это по своим лекциям — еще год назад был всплеск, люди тянулись к новым знаниям, понимали, что они им нужны.
— В начале кризиса вы отметили, что выживут «тихие мягкие улиточки». В чем их стратегия?
— Потихоньку-полегоньку, шаг за шагом. Не бегите, но и не стойте на месте. Каждый день — маленький шаг. Рискуйте, но за счет креативности. Максимально экономьте на сторонних услугах, офисе, машинах, но не экономьте на умных людях. А «улиточек» сейчас больше всего в сфере еды и сервиса.
Фото: Valerij Ledenev / wikipedia