В России снизилась обеспеченность жителей магазинами
Фото: Global Look Press © Александр Легкий
По итогам 2023 года обеспеченность площадями в торговых центрах в российских городах с численностью населения от одного миллиона человек и выше составила 500 квадратных метров на одну тысячу жителей. За год этот показатель сократился на полтора процента.
Как сообщает издание «КоммерсантЪ», эту статистику собрали эксперты NF Group. По их данным, самое резкое падение — на восемь процентов, до 345 «квадратов» на тысячу человек – отмечено в Красноярске. В Екатеринбурге показатель за год сократился на 5,7% (до 640 квадратных метров), в Санкт-Петербурге — на 3,5% (до 387 кв. м), в Москве — на один процент (до 574 «квадратов»).
По мнению директора департамента торговой недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой, эта тенденция объясняется отсутствием во многих крупных городах в 2023 году открытий торговых центров при сохраняющемся росте населения.
Партнер Nikoliers Анна Никандрова рассказал, что на 2024 год застройщики заявили к вводу в городах-миллионниках в общей сложности 109 тысяч квадратных метров торговых площадей. При этом большинство этих проектов — объекты, ввод которых ранее был отложен на более поздний период.
По словам эксперта, новые торговые центры девелоперы анонсируют неактивно: увеличение ключевой ставки Банка России привело к росту стоимости финансирования.
А руководитель отдела исследований рынка CORE.XP Василий Григорьев называет фактором снижения девелоперской активности развитие электронной коммерции. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), борот этого рынка в 2023 году составил 6,34 триллиона рублей – на 27,5%, чем годом ранее.
Читайте также:
В России вырос спрос на создание с нуля магазинов на маркетплейсах