Close

31.05.2017

Сектор франшиз будет расти в России, как минимум, 10 лет

Представители крупных сетей рассказали о франшизе на секции, организованной нашей газетой

Франшиза – это не волшебное слово, которое подарит вам возможность зарабатывать без усилий. Нет, работать придется, и работать много, однако дела вести легче, когда за вашими плечами – опыт многих и проверенная бизнес-модель. О плюсах и минусах, об особенностях ведения бизнеса по франшизе в России рассказали участники секции «Франчайзинг: инструкция по применению», организованной газетой «Малый бизнес» совместно с ГБУ «Малый бизнес Москвы» в рамках форума «Бизнес-весна 2017».

Генеральный директор ООО «Академии франчайзинга» Михаил Файнберг, выступивший модератором мероприятия, отметил большой интерес к теме. «Здесь были спроецированы различные точки зрения, подчас даже на один и тот же вопрос. Что мне понравилось больше всего, это неподдельная заинтересованность слушателей: вопросы иногда длились дольше, чем выступления. Это говорит о том, что тема затрагивает», — рассказал он. Судя по звучавшим вопросам, многие присутствующие по ходу выступлений начали примерять предложения на себя.

Выбрать было из чего – в секции приняли участие представители таких компаний, как Tele2, Айкрафт, Стардогс, ГК «МегаГрупп» («CINNABON», «AuntieAnne’s», «Hesburger»), Вилгуд, НИКС, Баскин Роббинс, TopFranchise.ru, Крошка.ру. Секция разделилась на три части по направлениям деятельности участников – франшизы розничной торговли, общественного питания и сферы услуг.

Большинство участников выделили одни и те же плюсы работы с франшизами. Во-первых, снижаются предпринимательские риски. Во-вторых, не надо раскручивать бренд с нуля. В-третьих, надо лишь внедрить бизнес-процессы, которые уже отлажены и выстроены. В-четвертых, от крупных ошибок оградит поддержка франчайзера, который всегда может дать совет, основанный на опыте. И, наконец, в-пятых – бизнес «раскрутится» и начнет приносить прибыль гораздо быстрее. Например, срок окупаемости франшизы салонов оптики «АйКрафт» — до 5 месяцев; у заведений ГК «МегаГрупп» — 7-8 месяцев. Конечно, счастливому обладателю франшизы придется платить роялти управляющей компании, однако взамен они получают не только отлаженные бизнес-процессы, но и всестороннюю поддержку: большинство компаний помогают при запуске вплоть до содействия в выборе помещения и ремонте, а в Tele2, например, еще и 50-процентную компенсацию на сумму аренды (франчайзи, которые показывают наилучшие показатели, могут получить компенсацию в размере второй половины суммы).

Тем не менее, есть в франшизах и свои минусы. Директор по франчайзингу федеральной сети детских развивающих центров «Крошка Ру» Эльмира Янборисова выделила четыре основных недостатка: в первую очередь, вы развиваете не собственный бренд, а чужой. При этом ваши возможности и самостоятельность ограничена управляющей компанией. Ваша прибыль, естественно, ниже из-за необходимости платить роялти и плату за вход (т.н. паушальный взнос), а по окончанию договора, который обычно заключается на 5 лет, придется либо заключать новый, либо покинуть бизнес. В общем, потенциальному франчайзи в любом случае придется выбирать между свободой действий и стабильностью.

Впрочем, даже избрание пути франчайзинга еще не означает гарантированный успех. Председатель совета директоров ООО «МАРКОН» (сеть общественного питания «Стардог!s») Сергей Рак советует следить за экономическими показателями – в частности, за индексом потребительской уверенности – чтобы выбрать правильное время для открытия франшизы. Также всегда важно общаться с уже работающими франчайзи, чтобы узнать, насколько реальны обещания. Эльмира Янборисова отмечает, что при выборе франшизы важно ориентироваться на тенденции рынка, а также на собственные знания, умения и предпочтения.

Как отмечают участники, в кризисные годы рынок франшиз слегка упал, но падение это было незначительным, а сейчас эта сфера, возможно, востребована как никогда – ведь это более устойчивая модель, в которой, помимо прочего, все издержки берут на себя сразу две стороны. По мнению основателя проекта TopFranchise.ru Василя Газизулина, сектор франшиз в России будет расти еще, по меньшей мере, 10 лет, и в этой сфере всегда будут деньги. Нужно только развивать и улучшать среду в соответствии с потребительским спросом.

x
Login