Источник натуральной конкуренции
Как господдержка позволяет развивать производство отечественных энергетиков
За многие годы работы в индустрии потребительских товаров Николай Комаревцев, основатель компании «ФудВэй», перепробовал многое. Начинал с торговли овощами, занимался продажей куриных яиц и перешел, наконец, к импорту и дистрибуции популярных газированных напитков. Пару лет назад Николай задался вопросом: почему при всем многообразии выбора – на рынке свыше сотни наименований энергетических напитков – потребитель предпочитает продукцию только международных корпораций, а не отечественных производителей?
Ответ оказался прост – по мнению Николая, в России некоторые производители предпочитают извлекать быструю прибыль: не хотят вкладываться в разработку уникальной рецептуры, предпочитают экономить на ингредиентах, не модернизируют производственный процесс. Если появился популярный вкус – достаточно выпускать нечто похожее и дешевое. И вот тут Комаревцеву действительно стало «за державу обидно»:
– Я решил показать, что и у нас в России можно разработать и выпускать напитки не хуже, и даже лучше, чем всемирно известные иностранные бренды, – рассказывает Николай. – Все дело в желании производителя. Конечно, это дольше и затратнее, но результат говорит сам за себя.
Принципиальные отличия
Николай заказал обширное исследование рынка безалкогольных напитков и основательно изучил его конъюнктуру, что дало возможность принять решение заняться энергетиками как наиболее перспективным сегментом. В России с 2014 года по 2020-й их потребление выросло на 50% и продолжает расти. Выбор направления сразу же породил и концепцию бренда: эффектное название и яркий, запоминающийся дизайн для своей «энергетической ячейки» – так переводится название Powercell – Николай придумал в одночасье. Оставалось создать сам продукт.
– Сразу было решено, что необходимо разработать вкус, который будет отличаться от всех имеющихся на рынке аналогов. Беда всех производителей – они равняются на кого-то. А я хотел, чтобы напиток был вкусным и принципиально непохожим на другие, чтобы его невозможно было ни с кем сравнить. Только в таком случае он станет уникальным, а покупатель сразу запомнит наш бренд, – продолжает Николай. – Второй важный момент – натуральный состав: то, что я буду пить сам и рекомендовать всем знакомым.
На международной отраслевой выставке после ряда дегустаций Николай с командой нашли производителя, который взялся решить поставленную задачу. В итоге получившийся продукт Powercell – это 100-процентно натуральный состав: натуральный кофеин, получаемый из кофейных зерен, натуральные фруктовые соки и фруктовые пюре, а также натуральная ароматика. Соотвественно, у продукта такого высокого качества и себестоимость намного выше, чем, например, у тех напитков с искусственными кофеином и ароматизаторами в составе. Для производства Powercell был выбран завод во Владимирской области, в том числе еще и потому, что помимо надлежащего качества он позволяет выпускать партии различных объемов. Это дало возможность компании «ФудВэй» избежать колоссальных вложений на старте – первая партия обошлась всего в 4,5 млн руб.
– Когда напиток уже вышел на рынок, ко мне подошли специалисты завода и предложили пересчитать рецептуру: заменить некоторые ингредиенты, чтобы получить низкую себестоимость. Но я не хочу заработать быстрых денег, я хочу создать бренд, к которому люди будут возвращаться потому, что он запомнился именно своим вкусом и мягким воздействием, – говорит руководитель «ФудВэй». – Powercell не дает мгновенной встряски, а благодаря женьшеню, гуаране и таурину продлевает состояние высокой эффективности намного дольше. Я, например, всегда беру его с собой, если предстоит долгая поездка за рулем.
Своевременные меры обеспечения
Вполне ожидаемо, что такие свойства Powercell первыми оценили геймеры и таксисты. Но для серьезного охвата рынка требовались и большие партии. А это, в свою очередь, большие финансовые вложения.
– Мы начинали развиваться на собственные средства. Но когда потребовались инвестиции, то первым делом пошли в крупные коммерческие банки. Безрезультатно. Зато в небольшом «Ланта-банке» нас быстро сориентировали: нам не хватало залога по кредиту, поручительство по которому мог предоставить Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, в который мы и обратились, – вспоминает Николай Комаревцев. – Рассмотрев нашу заявку, 70% обеспечения залога по кредиту дал Фонд.
«ФудВэй» запустил производство своего продукта в феврале 2020 года – в самый разгар коронавирусной пандемии. Однако именно за счет мер господдержки объемы компании за этот кризисный период выросли вдвое. А буквально на днях Фонд и «Ланта-банк» одобрили и вторую заявку компании – очередной кредит «ФудВэй» потребовался для дальнейшего развития компании.
– Сегодня благодаря Фонду содействия кредитованию малого бизнеса Москвы меняется отношение банков к малому бизнесу, особенно к молодым компаниям, – отмечает Николай. – Поэтому всем начинающим предпринимателям советую обращать внимание на меры господдержки. Их получить достаточно просто – достаточно вести честный, прозрачный бизнес.
В настоящее время «ФудВэй» начинает осваивать внешние рынки: первые партии Powercell готовятся к отправке в Узбекистан. В дальнейших планах – охват стран ЕАЭС, выход в Китай, Индию. А также присутствие в крупнейших маркетплейсах: «Алибаба» и др. К слову, уже сегодня продукцию компании можно найти на таких отечественных площадках как Ozon и Wildberries.
Минимизация за счет максимизации
Отдельной строкой в стратегии развития компании прописано участие во всех отраслевых международных выставках при поддержке Московского и Российского экспортных центров – минимизируя собственные расходы, Николай максимально использует все доступные возможности для развития компании и продвижения продукта.
– Я решил попробоватьe у себя эджайл-структуру, которую сегодня используют крупные IT-компании: у нас работает всего семь человек, все остальные функции я передаю на аутсорсинг. Это дает колоссальную минимизацию расходов: не надо, к примеру, нанимать кладовщиков и арендовать часть склада, когда можно заключить контракт с готовым складом, который берет на себя ответственность за все. Также не нужно держать в штате юриста, который может понадобиться раз в год. Или финансиста, который не требуется ежедневно, – поясняет руководитель «ФудВэй». – У нас принцип открытых дверей: каждый человек сам отвечает за свои ошибки. И это дает ощутимые результаты: если по структуре мы микрокомпания, то по объемам производства уже выходим за рамки малого бизнеса.
А время сейчас для бизнеса, считает Николай, самое благоприятное: в пандемию рынок начал чистится, недобросовестные компании стали банкротиться, остальным государство активно идет навстречу: «Стучитесь во все двери – все работает!»