Инвестпривлекательность малого бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге упала в 2018 году
Фото: Global Look Press © Komsomolskaya Pravda
Вести малый бизнес в Москве и Санкт-Петербурге становится менее выгодно: сроки окупаемости бизнеса растут, а инвестпривлекательность и рентабельность падают, сообщает «Коммерсант». Соответствующие выводы сделали авторы исследования «Тахометр малого и среднего бизнеса. Версия 4.0. Итоги-2018» консалтинговой компании «2Б Диалог», опросившие 1,6 тысячи предпринимателей.
В 2017 году для того, чтобы получить рубль выручки, инвестору надо было вложить от 0,2 до 2,4 рубля. В 2018 году этот показатель вырос до 0,2-3,2 рубля. Наиболее сильно упала инвестпривлекательность аптек – в 2017 году, чтобы получить рубль выручки, надо было вложить 0,4 рубля, в 2018 году показатель вырос до 1,7 рубля. Далее следуют автосервисы (0,6 рубля в 2017 году против 3,2 рубля в 2018) и хостелы (0,7 против 1,8). Относительную стабильность демонстрируют продуктовые магазины (показатель колеблется в диапазоне 0,2-0,4 рубля с 2013 года), а инвестпривлекательность магазинов одежды и обуви выросла – с 2,3 рубля в 2017 году до 1,5 рубля в 2018.
Сроки окупаемости в Москве в среднем выросли с 0,9-10,2 года до 2-10,5 года. Рентабельность продаж в столице за год сократилась до 10-36% (в 2017 году показатель составлял 19-40%). Основными препятствиями предприниматели считают высокую конкуренцию и падение спроса, которое происходит из-за сокращения реальных доходов населения.
Читайте также: