Close

09.02.2024

ФАС попросили проверить маркетплейсы на навязывание условий

Фото: Global Look Press © Creativ Studio Heinemann/imagebroker.com

Российские компании интернет-коммерции устанавливают «индекс цен», который необходимо проверить на нарушение антимонопольного законодательства. Как сообщает издание «КоммерсантЪ», это предложил член общественного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС), генеральный директор автономной некоммерческой организации «Цифровизации и новых технологий» (ЦНТ) Алексей Кожевников.

Соответствующее письмо Кожевников направил главе службы Максиму Шаскольскому. В нем говорится, что большинство маркетплейсов назначает товарам «индекс цен» относительно стоимости на своей площадке и цен у конкурентов. По словам главы ЦНТ, если цены отличаются, товару присваивается повышенный или пониженный «индекс цен». Это учитывается при ранжировании в поиске и участии в программах лояльности, указывается в обращении.

Кожевников отмечает, что продажа товара на конкурентной площадке по более низкой цене может приводить к понижению в поисковой выдаче и исключению из программы лояльности. В ЦНТ считают, что механизм «индекса цен» навязывает продавцам невыгодные условия по управлению продажами, вынуждая на основе самых высоких тарифов выравнивать цены к максимальным.

Алексей Кожевников попросил ФАС проработать практику на признаки коллективного злоупотребления маркетплейсами доминирующим положением через навязывание условий договора и координацию деятельности продавцов в части ценовой политики.

В ведомстве газете заявили, что рассмотрят письмо. Там пообещали внести указанные вопросы в повестку очередного заседания экспертного совета при службе по развитию конкуренции в области информационных технологий.

Один из продавцов рассказал «Коммерсанту», что «индекс цен» крупнейшие маркетплейсы начали активно внедрять в 2023 году, чтобы гарантировать лучшее предложение потребителям и наращивать продажи. По его словам, индекс отображается в личном кабинете продавцов, но принцип расчета показателя они не знают. Источник отметил, что инструмент ограничивает продавцов в установке более выгодных цен на собственном сайте.

В Wildberries и Ozon заявили, что «индекс цен» — один из факторов ранжирования. Для его расчета сравниваются цены на товары на самой площадке и позиции на других ресурсах. Товары с наиболее выгодными ценами поднимаются «немного выше» в поиске.

В «Яндекс Маркете» говорят, что «индекс цен» не влияет на место в поисковой выдаче. Там утверждают, что место товара зависит от цены на 18%. При этом 27,5% занимает влияние точного описания, а 25,5% — предпочтения пользователей.

Комментируя ситуацию, руководитель практики антимонопольного регулирования Tomashevskaya & Partners Вадим Кузьмин отметил, что маркетплейсы защищены от проверок ФАС, так как входят в реестр IT-компаний, в отношении которых до конца 2024 года антимонопольный контроль не работает. По его словам, до истечения этого срока ФАС может лишь информировать компании о негативных последствиях такого поведения.

Читайте также:

В России могут ограничить долю маркетплейсов на рынке

 

x
Login