Общество взаимного автообмена
Каршеринг или краткосрочная аренда автомобилей – новый для России сервис. Создатель платформы Darenta (стартапу менее года) Олег Грибанов рассчитывает на ее бурный рост в ближайшее время. Изюминка бизнеса – автомобили предоставляют участники проекта.
Платформа работает предельно просто. На интернет-прощадке можно в кратчайшие сроки сдать в аренду свой автомобиль или арендовать чужой по привлекательной цене. Арендодатель регистрируется на сайте и заполняет анкету, указывая данные о своем автомобиле, а арендаторы подбирают себе подходящий автомобиль. В случае обоюдного согласия владелец автомобиля и арендатор могут составить между собой договор аренды. Желательно, чтобы машина была застрахована по КАСКО. Помимо стоимости проката, арендатор оплачивает комиссию, взимаемую сервисом. Отчасти сервис напоминает популярных агрегаторов заказа такси вроде Uber или Gett, которые заключают договоры с частниками.
Цены и машины разные. Например, Volkswagen Polo в Екатеринбурге можно арендовать за 1800 рублей в сутки, а BMW X6 в Москве за 10000 рублей. Дорого? Вот вам Opel Astra 2007 года, Москва, всего полторы тысячи рублей.
— Олег, как родилась идея проекта?
— Я ездил в США, чтобы научиться делать крутые стартапы. Увидел там Turo.com, который меня вдохновил. Я видел такое же во Франции в лице Drivy.com и в Китае в виде Atzuche.com. Идея – не новая. Даже в России есть 22 аналогичных бизнеса, но у них нет столько автомобилей, как сейчас у нас – более 900, участвуют в проекте 121 город, почти 5 тысяч зарегистрированных пользователей.
— Сколько денег надо было на стартап?
— Надо было 10 миллионов рублей, но у меня был только миллион.
— Кто помог? Нашли инвестора?
— Деньги вложил бизнес-ангел, проект оценили первоначально в 5 миллионов рублей, сейчас стоимость площадки выросла до 50 миллионов.
— Чем отличаетесь от других?
— Мы отличаемся от других тем, что у нас в разы больше авто, доступных для аренды. Также у нас есть очень недорогие авто — по цене 1 рубль в минуту. Кроме того, у нас есть договор со страховой компанией. Мы можем обеспечивать краткосрочное КАСКО. То есть, к нам теперь может прийти, к примеру, московский автовладелец без безлимитного КАСКО, а мы найдем ему арендатора-туриста, который снимет машину и оплатит страховку через нас и нашего партнера в виде страховой компании.
— Какие перспективы?
— Перспективы такие же, как у Turo.com, Drivy.com и Atzuche.com — это десятки тысяч автомобилей доступных во всех уголках страны, а также база пользователей в размере миллиона человек.
— Я знаю, что вы прошли отбор в один из российских бизнес-акселлераторов. Что вам это даст? Знания? Деньги?
— Это площадка с государственными средства, денег дают не очень много, но есть возможность выйти на нормальных инвесторов, которые по достоинству оценят наш старттап. Данный акселератор также станет соинвестором. Возможно, они привлекут к нам новых бизнес-ангелов.
— Какие могут возникнуть потенциальные риски при приглашении войти в проект человеку со стороны?
— Могут испортить проект деструктивными советами, так как не находятся в стартапе 24/7, не знают всех тонкостей, не видят писем от платящих пользователей, не видят приоритетные задачи, которые могут увеличить выручку.
— Если бы банки нормально кредитовали МСБ, выбрали бы банк или все равно бизнес-ангелы, то есть частные деньги?
— Мы ищем смарт-инвестора, который кредитует своими средствами, а также поможет своими связями и свежим взглядом на стратегию, то есть, передаст свой жизненный и профессиональный опыт, но не деструктивно и директивно, а в режиме обсуждений и переговоров.