Короли корпоратива
«Любимая группа российских олигархов»
О «Flora Band» можно ничего не знать, но вот не слышать – сложно. Музыка этой группы звучит в фильме «Перекрёсток» с Леонидом Ярмольником, коллектив играл в совместных концертах с Элтоном Джоном и Робби Уильямсом, Кристиной Агилерой и Анастейшей, Томом Джонсом и Энрике Иглесиасом, и как аккомпанирующий состав – с Игорем Бутманом и Григорием Лепсом, Александром Розенбаумом и Сергеем Мазаевым, Дмитрием Маликовым и Александром Добронравовым. Более того, на оборудовании «Flora Band» более десяти лет продержалось одно из самых популярных вечерних шоу Первого канала – бэнд это еще и прокатная компания высококачественной концертной аппаратуры. Ну а на запрос в интернете поисковики в первых же строчках выдают, что это – «любимая группа российских олигархов».
– Надо отдать им должное, – говорит о своих высокопоставленных клиентах Виталий Кочубей, основатель и продюсер, вокалист и гитарист «Flora Band», – именно эти люди стали для нас примером ведения бизнеса и выстраивания партнерских отношений.
В жизнь столичного бомонда группа вошла четверть века назад, играя в популярных заведениях у тогда еще будущих лидеров отечественного списка Forbes.
Перекрёсток семи дорог привёл в Москву
История «Flora Band» началась 20 апреля 1990 года в Ленинграде, ещё во времена СССР. В тот день Виталий Кочубей, накануне прибывший из родного Мелитополя, вышел на сцену первого ночного клуба в городе на Неве. Он занял место своего старшего брата, заведовавшего выступавшим здесь музыкальным коллективом, благо что сам по образованию был дирижёром и руководителем оркестра. Там же он познакомился с барабанщиком Борисом Семенюком. В июне к ним присоединился клавишник Андрей Кано из Кишинёва. Втроём они и стали костяком самого легендарного в российском шоу-бизнесе кавер-бэнда – профессиональной командой, исполняющей как популярные песни западных и отечественных групп, так и собственный репертуар.
Название у группы появилось годы спустя, благодаря ресторану «Флора» на Петроградке, в который группа перешла работать в 94-м. Здесь собирались первые российские банкиры и олигархи, они же начали приглашать ребят на гастроли в Москву – там-то и стали писать на гримёрке название ресторана, по которому их узнавали. И там же их услышали и оценили российские звёзды. В результате, когда для фильма Дмитрия Астрахана «Перекрёсток» потребовалось записать музыку, а «Машина времени» не смогла из-за гастролей, то вспомнили именно про питерскую «Флору». Так появилась и знаменитая песня для одноименного фильма, и альбом с таким же названием.
– История с кино нам сильно помогла, – вспоминает Виталий Кочубей, – и вообще тот, для многих кризисный 1998-й, для нас стал заделом для нового этапа: после безуспешных попыток наших заказчиков создать аналог нашей группы в Москве, мы получили финансовое предложение, от которого было сложно отказаться…
Так группа всем составом, включая домочадцев, переехала в столицу. И первое, что музыканты приобрели по условиям свежеподписанного контракта – это концертное оборудование для своих выступлений. Уже тогда техника у «Flora Band» была подобрана такая, что Дмитрий Маликов, заглянувший к ним за кулисы, удивился – у нас, мол, и в студии такого нет.
– В нашей команде никогда не возникало вопросов об инвестициях – мы втроём, на все свободные средства постоянно покупали колонки, синтезаторы и даже студийные гаджеты. Нами двигала мечта играть на хороших инструментах, и иногда это доходило до фетишизма, – улыбается основатель «Flora Band». – Но это же позволяло нам делать и очень качественные концерты: кто-то вкладывался в записи альбомов, а мы – в живые выступления. Мы даже потратили 50 тысяч долларов на свою студию – купили помещение в Крылатском, чтобы записать свой альбом, но так и не стали делать там акустический дизайн – в середине нулевых началась волна музыки в формате mp3, причем во многом контрафактной, доходы всех студий разом упали. Да и нам, после нескольких проб пера, не понравился сам студийный процесс – он оказался для нас слишком скучным и делать из этого бизнес мы так и не стали. Из-за этого, кстати, у нас никогда не было фонограмм, и впоследствии приходилось отказываться от серьезных гонораров за выступления, к примеру, на открытых площадках зимнего Куршевеля.
Вскоре, всё в той же Франции, у группы даже появился склад для хранения концертного оборудования – график «Flora Band» выстраивался в соответствии с корпоративными мероприятиями российского бомонда. И хотя группа так и оставалась в статусе кавер-бэнда, её технический уровень уже приближался к уровню звёзд шоу-бизнеса – та же «Машина времени» и «Океан Эльзы» играли на личном оборудовании «Flora Band».
Авантюра в кризис
– В начале 2008 года мы отправились с концертами на Багамы, и от длительного перелёта у меня в голове что-то щёлкнуло – так родился план более прибыльной, чем несостоявшаяся студия, прокатной компании по аренде концертного оборудования, – вспоминает Виталий Кочубей. – Мы вообще из каждого кризиса всегда выходили с новой идеей…
Идея, надо признать, была до безобразия проста – купить еще большую кучу оборудования, вложившись в него по максимуму, для чего Андрей Кано, к примеру, даже продал за 150 тыс. долларов квартиру в центре Кишинева, доставшуюся ему от родителей. Заказ оборудования из США сделали в мае, но из-за мирового экономического кризиса получили его только 18 декабря 2008 года – с этого дня компаньоны ведут отсчет начала собственного бизнеса и создания компании по аренде концертного оборудования «FB-Pro». Расчёт был простой — клиенты «Flora Band» должны были стать и клиентами новой прокатной компании. Так и получилось — бизнесмены при организации своих вип-мероприятий обращались к музыкантам-прокатчикам ещё и за техническим обеспечением, причем в любой точке мира – аппаратура закупалась с расчетом и длительных перевозок, и сложных условий выступлений: в Венесуэле и Сирии, Сейшелах и Мальдивах. Причем не без риска –в одном из туров по островам Индийского океана, баржа с аппаратурой затонула. Тогда дорогостоящие райдерные приборы еле спасли, но из-за соленой воды на ремонт было потрачено более чем 50 тыс. долларов. Правда, музыканты успели перед этим застраховать оборудование, что и покрыло все расходы.
– Сегодня уже можно признаться, что когда мы начинали наш новый бизнес, я огромную сумму наших кровно заработанных денег перевел в Нью-Йорк абсолютно незнакомому человеку – авантюра же чистой воды! Поставщик мог запросто кинуть, и концов бы не нашли, – вспоминает Виталий. – Когда я это осознал, то решил все эти операции передать Андрею – он более хозяйственный в этом плане. В принципе, мы тогда так распределили обязанности: я – локомотив компании, Андрей на закупках, за Борисом – дирекция.
«Локомотивом» Кочубею на первых порах пришлось поработать буквально – в перерывах между собственными выступлениями он колесил по российским регионам даже с канадской певицей Ларой Фабиан, сам загружал аппаратуру для её выступлений, сам настраивал. Друзья тогда пока только наблюдали – никто ещё не понимал, как организовывать этот бизнес, а инициативу Виталия всё же воспринимали как прихоть.
Первый канал и бухгалтерия
На одном из концертов «Flora Band» к Кочубею подошел продюсер Первого канала: «Откуда такой звук и свет?!» А это всё наше, ответил Виталий. Так команде предложили подключиться к телевизионному шоу «Вечерний Ургант» – музыканты подбирали для каждого нового выпуска новый сетап (комплект оборудования), тестировали новые технологии, которые у них тут же перенимали продюсеры артистов, участвовавших в телесъёмках.
– Мы практически создавали моду на новое технологичное оборудование, на цифровой бэкстейдж для шоу-бизнеса, – замечает Виталий. – Хотя тогда еще было мало серьёзных прокатных компаний, не было образовательных программ, чтобы воспитывать серьёзные кадры для продакшна.
Не было, к слову, и чёткой бухгалтерии – вся концертная отрасль держалась на живых деньгах и честном слове. И «FB-Pro» на примере собственных взаимоотношений с телеканалом и рядом других крупных заказчиков, начала регистрировать юрлица, вводить официальные договора и практиковать безналичный расчёт c субподрядчиками и фрилансами. Для всего шоу-бизнеса, который до недавнего времени никем не модерировался, эти новшества упали как снег на голову – какой-то кавер-бэнд диктует свои условия! Но где-то шутками, где-то доводами, а то и просто рок-н-ролльной харизмой, группа сумела преломить ситуацию в свою пользу. Да так, что даже на одной из пресс-конференций столичных знаменитостей их приводили в пример: хотите что-то создать сами – инвестируйте, как «Флора»!
– Всё-таки нам тогда не хватало знаний, как вести бизнес. Была и клиентура, и понимание, что требует рынок. Но – образ мыслей на это не был настроен: одно дело выступать на сцене и постоянно креативить, другое – холодно и расчётливо сводить дебет с кредитом. Редким артистам это дано, – признаётся Виталий. – Но появилось у нас и осознание, что рано или поздно шоу-бизнес будет приводиться к чётким правилам – всем придётся заниматься налогами. И мы окунулись в это одними из первых. Не без потерь – заставить себя быть более организованным, чем это принято у музыкантов, в то время было очень сложно. В очередной раз спасибо нашим випам, которые в этом стали для нас примером.
Постепенно «FB-Pro» сформировала квалифицированную бухгалтерию и юридическую службу, но за ведение бизнеса всё равно отвечало трио Кочубей-Кано-Семенюк. При этом для того, чтобы основательно переключиться на серьезный лад, группа даже привлекала спортивных психологов – в шоу-бизнесе таких наработок тогда ещё не было.
Выход за рамки формата
В итоге созданная компания сосредоточилась на обслуживании не только ниши «Flora Band» – помимо вип-мероприятий и корпоративов появились крупные фестивали, дворцы спорта и концертные залы.
– Хоть в нашем портфеле заказов было мало джаза, – поясняет лидер группы. – мы делали технический продакшн для ряда летних рок-фестивалей – «Рок над Волгой», «Рок в Тамбове», «Чернозём» и других. В своей среде рент-компаний, мы стараемся не переходить друг другу дорогу – избытка конкурентов в этом бизнесе нет, а субаренды много, поэтому ключевые игроки между собой не ссорятся и придерживаются примерно одинаковых расценок.
Но предсказать, во что выльется смета даже для одного артиста сложно – роль играют не только его личный райдер, но и условия и размеры площадки, это может быть небольшой клуб или даже частная квартира, а может быть стадион или концертный зал. Сегодня многие стараются хотя бы частично, но самостоятельно оборудовать свои залы, и иногда «FB-Pro» остаётся лишь довезти недостающую аппаратуру. Тут ситуация сродни с ценообразованием в такси – важны не только время и место, но и модель машины.
– Одному музыкальному коллективу достаточно звукового пульта за 10 тысяч рублей в аренде, а другому – только за 100 тысяч. Кому-то свет вообще не нужен, а другому надо так, чтобы глаза выжигало. Есть площадки, где хватает 10 световых приборов, а бывает, что требуют до тысячи, – приводит примеры Виталий. – Могут быть проекты стоимостью и до десяти миллионов рублей, это свет и звук на площадке уровня парка Горького, а можно и за 50 тысяч поставить четыре колонки и четыре фонаря, и этого будет достаточно.
Особое внимание уделяется расходам на персонал, и здесь действует железное правило – кто выделяет на него меньше, тот больше рискует. Ведь сотрудники «FB-Pro» – а их в компании почти 40 человек – специализируются на обслуживании райдеров в основном топ-артистов. Всё-таки 10 лет работы на «Вечернем Урганте» дали компании не только большой опыт, но и определенный имидж – она научилась учитывать любые капризы звезд.
– Долгое время всё, что зарабатывал прокат, мы вкладывали обратно в оборудование. Всегда хватало доходов с концертной деятельности, а свое детище мы холили и лелеяли. И лишь недавно стали начислять себе хоть какие-то зарплаты, – рассказывает Кочубей. – К тому же сейчас кавер-бэндов становится все больше и больше, причем по нашему же подобию – очевидно, что люди собирали наши плей-листы, бывали на наших концертах, а теперь даже делают похожие аранжировки. И хотя «Flora Band» старается не стареть и выпускает новые шоу-программы, мы планомерно развиваем нашу прокатную компанию – больше уделяем внимание складу, логистике и безопасности. И это приносит свои плоды.
К настоящему времени в прокатном листе компании – почти 1000 позиций различного оборудования, в общем списке есть свои градации по разновидностям приборов и количеству штук. Всё это занимает 700 «квадратов» двухэтажного склада недалеко от Сколково. Приводить его в порядок группа начала лишь в период пандемии – именно в тот момент деловым музыкантам стало понятно, что второй такой вынужденной паузы чтобы довести своё дело до ума, больше может и не быть.
Оглядываясь назад, лидер «Flora Band» и «FB-Pro» говорит, что выстоять им удалось благодаря смелости, порядочности, дружбе и… любви – многое всё-таки делалось ради женщин, которые были и остаются рядом с ними.
– Мы довольно рано поняли, что главное – это вместе пережить очередной кризис. Затем обязательно начнётся подъём, в такие периоды мы часто оказывались единственными на рынке – люди творческие редко уживаются друг с другом долго, многие аналогичные коллективы не выдерживали и распадались, уступая нам дорогу. Нам повезло – мы идеально подходили друг другу даже по психотипам, – говорит Виталий Кочубей. – Уверен, что на выходе и из нынешнего кризиса мы получим новую волну развития «Flora Band» и «FB-Pro», обязательно вернётся спрос на качественные шоу и новые проекты. Ну а мы останемся профессионалами своего дела.