Close

19.10.2018

Вторая жизнь обуви

Химчистка «Два брата». Сейчас в ярославской химчистке работают четыре человека, а в списке услуг – все, начиная от чистки и обновления цвета, и заканчивая полной реставрацией. Фото из архива предпринимателей

Предприниматель из Ярославля открыл химчистку «Два Брата», где восстанавливает ботинки, кроссовки и туфли, и запустил франшизу в восьми российских городах

В тихом дворе на Плющихе несколько мастеров возвращают к жизни обувь москвичей. После их работы ботинки, кроссовки и туфли выглядят как новые.

«Я столкнулся с недоверием потенциальных клиентов. Многие думают, что это фотошоп», – смеется Иван Ковалев, руководитель химчистки обуви «Два Брата» в Москве.

Московская химчистка – часть франшизы, история которой началась в Ярославле меньше двух лет назад. Создатель сети профессиональных химчисток обуви «Два Брата» Александр Петров рассказал о том, как запустить новую услугу, сделать ее востребованной и превратить это в бизнес в нескольких городах.

Все дело в химии

По словам Александра, о собственном бизнесе он начал думать еще со школьной скамьи, но окончательную идею ему подсказал начальник, который позже стал и инвестором проекта.

– После окончания университета я полтора года проработал по найму, выстроил хорошие отношения с начальством и в одной из бесед рассказал начальнику идею собственного бизнеса: тогда я всерьез задумывался о пошиве обуви. Он же в ответ рассказал про услуги обувных химчисток, которые видел во время поездки по Италии. Я исследовал рынок и обнаружил, что химчисткой обуви не то что в Ярославле, в России почти никто не занимается. Это был 2016 год, сейчас, конечно, таких химчисток куда ­больше.

СТАТИСТИКА
Весной и осенью люди несут в 2–3 раза больше обуви в химчистку «Два Брата», чем летом и зимой.

Первая химчистка «Два Брата» открылась в Ярославле 12 января 2017 года. В начале пути в прейскуранте химчистки было четыре позиции, а из инвентаря – машина для чистки обуви, баллончики с обувной краской и несколько канистр разной химии. Для привлечения первых клиентов использовали все возможные способы – даже рекламу на радио и объявления в маршрутках. Долго клиентов ждать не пришлось: подходил сезон, о котором Александр сначала не подозревал.

– Постоянный поток клиентов обрушился на нас совсем рано, спустя полтора месяца после открытия. У нас тогда работал один мастер по чистке и один по покраске. Уже в марте нам принесли больше 200 пар обуви. Тогда мы и обнаружили сезонность – весной и осенью люди несут в 2–3 раза больше обуви, чем летом и зимой, что вполне логично.

Над технологией пришлось немало поработать, зато сейчас у мастеров есть составы под каждое конкретное пятно и для любых материалов. Впрочем, этот процесс никогда не заканчивается, считает Александр.

– Разработка технологии очистки и покраски обуви не останавливается до сих пор, и вряд ли когда‑то мы решим, что все узнали и дальнейшие исследования не требуются. Каждый месяц мы тестируем новые варианты химических составов, новые краски, смотрим, что проявляет себя лучше и добавляем это в рабочий процесс.

Быть первым

Разговор о масштабировании в другие города начался, когда химчистке в Ярославле не было еще и года. Запрос на франшизу поступил из Иваново. Будущие владельцы ивановской химчистки воспользовались услугами «Два Брата» в Ярославле и загорелись идеей открыть такую же в своем городе. Сейчас готовятся к открытию химчистки в Москве, Мытищах, Владивостоке, Тольятти и Благовещенске. Есть еще химчистка в Костроме, но ее Александр с командой открывали самостоятельно.

Основные клиенты химчистки – женщины от 25 до 38 лет и молодые люди

– Причин для развития по франчайзинговой системе несколько, но основная – максимально быстрое масштабирование по России и странам СНГ в силу свободного рынка. Мы хотим занять нишу как можно быстрее, и сейчас на правильном пути. Некоторые города мы приберегли для себя и не продаем – например, Санкт-Петербург.

По словам Александра, недостатка в желающих запустить свою химчистку нет, но «Два Брата» не спешат открываться везде.

– Я бы мог подписать сейчас не один десяток городов, но какой в этом смысл, если я не смогу полноценно все их запустить? Осенняя порция франшиз уже закончилась, и мы почти набрали новую команду франчайзи на весенний запуск. Мы стараемся приурочить открытие новых химчисток к началу сезона, чтобы покупатель франшизы сразу смог ощутить спрос на услуги.

Московская химчистка «Два Брата» на Плющихе открылась меньше двух месяцев назад – как раз перед сезоном. По словам Ивана Ковалева, реклама франшизы «нашла его сама». «Хотел сделать что‑то реально интересное и полезное, так и самому приятнее. Я изучал разные франшизы, и эта заинтересовала – обувь, сфера услуг, можно этим заняться. Почему франшиза? Я сам об этом ничего не знал и искал ребят, которые во всем разбираются», – рассказывает он.

При покупке франшизы «Два Брата» инвестиции начинаются от 900 тысяч рублей. Взамен покупатель получает все необходимые мануалы и маршрутные листы, программное обеспечение, комплект оборудования, обучение технологиям и многое другое. «Франчайзи мы даем все, что умеем на данный момент и все, чему научимся в дальнейшем», – подчеркивает Александр.

По словам Ивана, инвестиции в московскую химчистку составили около 1,5 миллиона рублей. Отбить вложения он планирует в течение восьми месяцев. Несмотря на юный возраст химчистки, динамика роста уже заметна.

«Число посетителей постоянно растет. Многие возвращаются. Бизнес очень оборачиваемый: ты человеку одну пару хорошо сделал, он вернется, принесет больше обуви, порекомендует друзьям», – отмечает руководитель московской химчистки.

Химчистка для всех

Специализированные химчистки обуви как явление – особенно в Москве – во многом связано с ростом сникер-культуры: многие из них специализируются именно на кроссовках. Можно сказать, что в столице образовалась целая сфера услуг вокруг обуви: многие из таких заведений занимаются чем‑то одним – ремонтом или чисткой кроссовок, комплексным обслуживанием дорогих ботинок и туфель. Кто‑то даже красит подошвы на износившихся лабутенах. Но Александр уверен, что нет смысла делать что‑то одно.

– Если ты хорошо научился чистить кроссовки, почему на этом надо останавливаться? Почему не научиться чистить кожаную классику, делать глассаж, удалять царапины? Почему не добавить ремонт обуви, ведь для клиента так гораздо удобнее. Мы решили сразу освоить все, что люди надевают на ноги. И судя по практике и отзывам, у нас это хорошо получается.

С ним соглашается и Иван. «Ни разу не было такого, что мы не могли взяться за работу. И ни разу не было недовольного клиента, что меня очень радует. Ни разу не было такого, чтобы человек пришел и сказал, что мы что‑то не то сделали, что ему не нравится. Меня это радует, потому что я сам редко удовлетворен результатом. Перфекционизм такой», – отмечает он.

В будущем можно ожидать появление химчисток в других городах России, а также в странах СНГ. Помимо этого, в планах собственная линейка косметики для обуви, а главное, возвращение к той идее, которая в итоге привела Александра к запуску «Двух Братьев».

– В 2019 году мы совершенно точно собираемся запустить собственный бренд кожаной обуви, сделаем отдельную зону с обувью, своего рода шоу-рум. Мастеров для этого ответвления мы уже нашли и совсем скоро начнем работу. Получится, что идея, которая изначально повела меня в сторону собственного дела, все‑таки воплотится в жизнь.

x
Login