ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ
Основатель российской компании PayRing Сергей Лазарев – о том, как им удалось изменить рынок платежных услуг
Отечественная компания PayRing одной из первых в мире придумала заменить банковскую карту на электронное платежное кольцо. И уж точно она единственная на всей планете, кто умеет делать эти кольца из любых материалов и – наиболее тонкими. А одно из них хорошо знакомо, пожалуй, каждому посетителю столичного метрополитена: кольцо «Тройка» – тоже изобретение PayRing.
Вместо пластиковых карт
«Властелином колец» производитель стал не случайно: как только обозначился тренд на свертывание рынка пластиковых карт и замещение их форм-факторами – смартфонами, умными часами, браслетами и брелоками, в компании провели масштабное исследование.
– Мы искали наиболее удобную форму и рассматривали ее как с точки зрения психологического восприятия, так и физиологического удобства. Учитывались скорость и время использования, а также время на подготовку к использованию и даже культурологические аспекты, – рассказывает Сергей Лазарев, основатель компании PayRing. – В результате пришли к выводу, что кольцо – наиболее привлекательно по всем параметрам.
Немаловажным оказался и тот факт, что любое кольцо, независимо от своего функционала, это еще и наиболее востребованное украшение. А если к тому же оно выполнено как ювелирное изделие, то это залог его успешной продажи.
– У нас сегодня даже свадебные кольца заказывают, – немного забегая вперед, поясняет Сергей Лазарев. – К тому же цивилизация в целом подготовила человека к активному использованию колец благодаря многочисленным легендам и сказаниям про магические и волшебные кольца.
В бизнес из науки
Дело оставалось «за малым» – подготовить инженерное решение, как превратить кольцо в аналог банковской карты, разместив в нем всю необходимую электронику. Но Лазареву задача была достаточно близка и понятна: по образованию инженер-физик, он и до создания компании PayRing занимался бизнесом, так или иначе связанным с электроэнергетикой. Но тема новых форм-факторов захватила его настолько, что несколько лет назад он полностью переключился на создание различных видов и типов смарт-карт.
Стартовый капитал составили вложения акционеров. А собрать штат из квалифицированных специалистов для Лазарева не составило труда – у него до сих пор остаются связи в научной среде, он внимательно следит за всеми интересующими его направлениями. Поэтому, как поясняет он, «люди со стороны попадают к нам редко». Сегодня «мозговой центр» компании составляют инженеры, часть из которых базируется в Сибири. Есть представительства в Нью-Йорке и Лондоне, а для работ по некоторым проектам привлекаются площадки партнеров в Болгарии, Испании и Германии.
При этом все оборудование для производства таких колец компании пришлось разрабатывать самостоятельно:
– Когда мы начинали, на рынке ничего подходящего для наших разработок не существовало – все станки и прочее оборудование создавали сами или по нашим чертежам заказывали их изготовление. И мы до сих пор работаем на своих изобретениях, – говорит Сергей Лазарев.
Чем тоньше, тем шире
Свое первое кольцо компания изготовила четыре года назад – тогда PayRing разрабатывала совместный проект с одним из крупнейших отечественных банков.
– Это было и самое первое платежное кольцо в мире, – уточняет Лазарев.
К слову, параллельно такие же работы вели американцы из NFC Ring, ныне переименованные в McLear, и британцы из Kerv, называющиеся уже Kring. Правда, и те и другие в этом направлении далеко не пошли: из материалов до сих пор используют пластик или керамику и выпускают кольца минимальной шириной в семь миллиметров. А инженеры из PayRing уже научились делать их в 5 мм. Это важно не только с точки зрения удобства, но и бизнеса в целом: в ювелирной истории сокращение изделия на каждую десятую долю миллиметра существенно расширяет продажи. К тому же если у зарубежных производителей платежных колец и сегодня в ассортименте всего две-три модели, то в России – десятки.
– Наше самое главное конкурентное преимущество в том, что мы единственная в мире компания, которая имеет патент на выпуск колец из токопроводящих материалов, преимущественно в металлах, – рассказывает Сергей Лазарев. – Если говорить на языке физики, то сегодня во всем мире делают резонансный контур в диэлектриках – в том же пластике или керамике. А мы – еще и в проводниках, то есть в металле. Это дает нам огромное преимущество – мы можем использовать все ювелирные технологии с невероятным количеством комбинаций дизайна.
100
тысяч
колец в год выпускает компания PayRing
Но самым массовым и доступным на сегодняшний день стало «традиционное» керамическое кольцо «Тройка», которым можно оплачивать поездки в метро. Платежными кольцами PayRing также пользуются клиенты таких финансовых учреждений, как Московский кредитный банк и «Россельхозбанк». Компания выпускала лимитированную серию к чемпионату мира по футболу 2018 года. Их заказывают клубы болельщиков спортивных команд, есть эксклюзивные заказы с личными инициалами и особыми знаками. Очень много ювелирных вариантов, вплоть до обручальных колец, приобретают пользователи услуг private banking – на них, к слову, пожизненная гарантия с обслуживанием. При необходимости в них меняют и софт, и электронику – компания работает только с сертифицированным программным обеспечением и только от мировых лидеров отрасли. А вот недорогие керамические кольца, по словам Лазарева, можно менять, как смартфоны или электронные часы, – по мере усложнения технологий.
Что русскому хорошо…
Сегодня компания PayRing выпускает до 100 тысяч платежных колец в год. Но это не предел: грядущая токенизация, которая позволит в одном таком изделии объединить не только ряд банковских карт, но и хранить страховки, паспорта и удостоверения, приведет к взрывному росту продаж этих изделий – счет пойдет уже на миллионы. И PayRing готовится к этому уже сегодня – переводит на полную автоматизацию свои производственные мощности, развивает площадку для онлайн-торговли. Кстати, благодаря всему этому российские кольца получают все большее признание за рубежом. Так, сегодня PayRing уже ведет переговоры о возможном совместном проекте в Великобритании.
– Наш рынок и наш потребитель оказались более подготовленными к этой истории: у нас не только много лет ведутся разговоры на эту тему, но и любому сегодня доступно такое кольцо для оплаты прохода в метрополитен. К тому же у нас есть готовая инфраструктура – в любом магазине стоят терминалы для работы с NFC – технологией оплаты при помощи смартфонов. А за рубежом все это только начинает развиваться. В итоге нам остается лишь повторять там все то, что мы давно уже прошли здесь, – поясняет Сергей Лазарев.
Будущее – просто
При этом PayRing совершенствует собственные процессы: если сейчас при производстве ее колец еще используется ручной труд, то уже в ближайшем будущем его доля в этих процессах будет максимально минимизировано. Буквально через полгода, по словам руководителя, компания выйдет на полную мощность: изделие будет полностью проходить по конвейеру без участия человека, с него будут сниматься все показатели, и при любом отклонении автоматика его отбракует.
Сам рынок платежных колец будет состоять из нескольких отдельных ниш, среди которых, как уверен Сергей Лазарев, основными станут ювелирное направление и токенизируемые модели. Причем последние, уверен эксперт, уже не будут относиться к банковской сфере – ее функции в данном случае возьмут на себя любые розничные точки, онлайн-площадки и ритейлеры. Как говорит основатель PayRing, «это будет простая и доступная история для любых клиентов».