«Умный» бар Николая Турубара
Как айти-журналист открыл в Москве заведение для гиков
«Наш ресторан построен из хайтека и фидбэка», — шутит Николай Турубар, основатель Gadget Studio — общепита для гиков. О том, как он после 17 лет успешной карьеры в айти-журналистике пришел к ресторанному бизнесу и чем это обернулось, в его «монологе» для «Малого бизнеса».
Идея. Как‑то, когда Стив Джобс был еще жив, я допоздна сидел в редакции, дожидаясь презентации очередного айфона, и вдруг подумал: «Хорошо бы пойти в бар, где за кружкой пива не просто посмотреть эту трансляцию, но и обсудить ее с коллегами. Почему есть бары для футбольных фанатов, всевозможные «флаконы» и «винзаводы» для художников и дизайнеров, но нет ничего для айтишников?» Стал гуглить — действительно, нет такого места не только в Москве, но и во всем мире.
Набросал бизнес-план и… забыл о нем на пять лет. Однако за это время никто ничего подобного так и не сделал, а я при случае в Берлине рассказал об этом теперь уже экс-главе Lenovo Глебу Мишину (сейчас он возглавляет российский офис Candy Hoover). Вернувшись в Москву, мы снова встретились и обсудили идею. В итоге родился сетевой проект Gadget Studio с флагманским рестораном в центре столицы, в котором я — младший партнер с 33 % акций.
200 человек
может вместить ресторан на втором этаже Gadget Studio во время ивентов. Это заведение с очень быстрой кастомизацией пространства, здесь много экранов и семь зон подсветки. За три секунды заказчик может по желанию поменять свет и дизайн помещения.
Дизайн. Своеобразный микс теплой «аналоговой» атмосферы и холодной стилистики хайтека. Здесь даже человек с улицы, далекий от цифровых технологий, не будет чувствовать себя чужаком. Фото: Андрей КАРАИнтерьер. Сегодня Gadget Studio занимает два этажа в особняке, расположенном во дворе по Тверской, 20. На первом — лекторий со 100‑дюймовым плазменым экраном и лаунж-зона, она же кальянная и коворкинг.
На втором этаже — ресторан на 65 мест, хотя во время ивентов он вмещает и до двухсот человек. Заказчику не нужно везти баннеры и другие атрибуты, а просто загрузить презентацию и сменить освещение на цвета фирмы. Многие нововведения подсказали будущие клиенты — до запуска площадки я собрал в соцсетях фокус-группу, в которой обсуждал, что необходимо заведению. Внедрил почти все пожелания — даже на дверях туалета, как в самолете, есть лампочки, сигнализирующие о его занятости.
Основатель Ethereum Виталик Бутерин, приехал на 2 дня в Россию, встретился с Путиным, Назарбаевым и прочел лекцию в Gadget Studio — Николай Турубар
Ивенты. После двух технических стартов в начале весны Gadget Studio заработала в мае 2017‑го. И первое время — как площадка для ивентов. В бизнес-плане для такого рода мероприятий предусматривалось 25 %, но за три месяца они набрали долю в 90 %. У ресторана 14 технических партнеров, среди которых и Acer, и LG, они рассматривают его как шоу-рум в центре Москвы и как площадку для презентаций.
Здесь уже представляли свои сервисы Google и Microsoft, а основатель Ethereum Виталик Бутерин, приехав в Россию на два дня, успел встретиться с Путиным, Назарбаевым, посетить Сколково и прочитать лекцию именно в Gadget Studio — очередь из желающих ее послушать начиналась на Тверской. Бутерин, что называется, «освятил» нашу площадку — теперь сюда приходит и блокчейн-тусовка. А поначалу пробовали собираться любители мини-куперов…
Сегодня к нам приходит и блокчейн-тусовка. А поначалу у нас пробовали собираться любители мини-куперов — Николай Турубар
Аудитория. Ивенты — это эффективно и быстро окупаемо, но — скучно для меня. Первое время из‑за них простые люди не могли к нам попасть. Долго с этим боролся и к октябрю удалось выровнять ситуацию: 50 на 50 ивентов и свободных для посещения дней.
Сегодня мы работаем на разные аудитории — у нас сохраняется целевая группа техногиков, мы уделяем внимание «людям с улицы» и начинаем подтягивать молодежь самых разных возрастов, организуем кружки, лекции и кинопоказы. На днях, к примеру, мастер-класс по барабанам у нас провел Андрей Приставка из группы «Черный кофе» — участвовали даже четырехлетние малыши.
Кухня. Мы начинали с «новой американской кухни» — снеки, пиво и закуски. Наш бургер — это, как шутят завсегдатаи, «три килограмма мужской еды» — мясо в нем очень хорошее. А сейчас в меню появились супы и прочие горячие блюда, развиваем винную карту. Но главная «фишка» — это гаджет-коктейли и гаджет-десерты.
Наши гиковские сладости — эксклюзив и по дизайну, и по вкусовым качествам, их готовит наш шеф-кондитер Бэлла Ходжаева, член Национальной Гильдии Шеф-поваров России. Среди них — «Матрица», в составе которой бельгийская вафля, шоколад, карамельный крем и макарони. А для «Малинового пикселя», изготовленного из мусса, бельгийского шоколада, бисквита и ягоды, название выбирали всем фейсбуком.
Музыка. Изначально думал, что в таком ресторане и музыка должна быть электронной — провели дюжину мощных техно-вечеринок и… устали. Сегодня мы переключаемся на акустику, живую музыку, пригласили арт-директором Ирину Кравцову, известную по работе в кафе FAQ и ArteFAQ. Запускаем неделю божоле с участием французских групп. Но и техно-истории будут, а пока — джаз, блюз…
Краудинвесторы. Сегодня люди могут не только поучаствовать в создании заведения, предложив интересные идеи, но и вложиться в его развитие. Предусмотрен краудинвестинг — платформа, не имеющая аналогов в России: 30 % затрат на ресторан, т. е. кухню и ее оборудование — то, что можно гарантированно продать и вернуть деньги инвесторам, предусмотрены для таких вложений.
Человек может купить долю нашего бизнеса и претендовать на часть прибыли. Мы заключаем договор займа, который предусматривает два варианта партнерства: можно выбрать процент от вложенной суммы, а можно привязать свою прибыль к результатам нашей деятельности. Один клиент внес сразу 1 миллион рублей.
Франшиза. В планах — четыре своих ресторана, далее — точки по франшизе. Запросы посыпались сразу после нашего открытия: из Амстердама, Абу-Даби, Алматы, Барселоны и Лондона. Но у меня пока не готов основной продукт — система самообучаемого личного кабинета.
Идея в том, что система будет распозновать клиента в лицо, помнить его предыдущие заказы и предлагать блюда, подстраиваясь под его предпочтения. Как только решим эту задачу, начнем продавать франшизу: в пакете будет дизайн-проект кафе, инфосистемы — их семь, четыре из которых «самописные», плюс технологии — все то, в чем рестораторы мало разбираются, а мы можем найти и поставщиков, и добиться скидки. Также прорабатываем систему утилизации гаджетов. А еще у нас скоро даже зеркало будет узнавать клиента в туалете. И это не все!