Транспорт большого города: как в него внедриться малому бизнесу
Эксперты обсудили, как предпринимателям расти вместе с транспортной системой мегаполиса
Московская торгово-промышленная палата совместно с «РБК-конференции» провели форум «Транспорт Москвы: возможности для малого бизнеса».
Москва совершила колоссальный рывок, перейдя из состояния хаоса конца девяностых к четкому распределению транспортных потоков. Агентство McKinsey &Company исследовало качество транспортной системы 24 городов мира. У Москвы — шестое место. Впереди Сингапур, Гонконг, Лондон, Мадрид и Большой Париж. Семь лет назад наша столица занимала 14 место, но к ЧМ-2018 Москва вошла в десятку лидеров.
Рывок каршеринга
Транспортный пазл складывается из тысяч деталей — от организации движения по выделенным полосам до новых участников движения. Например, машин, арендуемых по системе каршеринга.
«Еще 4‑5 лет назад мы не представляли, как быстро разовьется каршеринг. А сейчас в городе в этом бизнесе задействованы уже 13,5 тысячи машин, — отметил замруководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин. — В столице одна из самых развитых систем такси: ежедневно здесь совершается 760 тысяч поездок. Среднее время ожидания всего пять минут. Правительство финансирует приобретение подвижного состава, поэтому в Москве средний возраст автомобиля такси 2,8 года».
Нашествие электробусов
Такси и каршеринг — это лишь часть городского транспорта. Рассчитанная на молодых и мобильных. Людей постарше, школьников и тех, у кого нет водительских прав, выручает общественный транспорт. Например, новые трамваи совершенно космического дизайна. А следующий год будет еще и годом перемен для автобусного парка.
1 сентября этого года на улицах появились электробусы. И с каждым месяцем их будет все больше. Есть специальное постановление правительства города, в котором указано, что с 2021 года прекращается закупка дизельного транспорта. Активно развивается и инфраструктура: уже оборудовано более сотни точек зарядки. Запуск первых электробусов, как и любое другое начинание, не обходится без накладок, любой сбой в системе движения тут же активно обсуждают в соцсетях. Но группа экспертов, работающая над проектом, делает выводы и совершенствует систему. К слову, давайте вспомним, как популярный сегодня каршеринг в первые месяцы существования проходил этап активного «набивания шишек».
Компания «Яндекс.Такси» не только принимает участие в наших мероприятиях, но и стала членом Палаты», — Владимир Платонов, глава МТПП
Такси большого города
Система такси изменилась кардинально. Раньше кадры из фильмов, где на улицах, допустим, Нью-Йорка, достаточно было просто взмахнуть рукой, чтобы рядом остановилось желтое авто, казались чем‑то фантастическим: в Москве в 90‑е годы условия диктовали «бомбилы», а у редких официальных перевозчиков машину надо было заказывать заблаговременно. Сейчас плотность потока такси на московских улицах сопоставима с мегаполисами мира. При этом не нужно уже махать рукой, чтобы остановить такси, достаточно вызвать его через мобильное приложение и интернет. Такая революция не могла произойти сама собой. Многие изменения происходили с активным участием Гильдии такси, созданной в МТПП. Гильдия лоббировала интересы таксистов, не забывая при этом и интересы пассажиров.
Президент МТПП Владимир Платонов высоко оценил вклад Гильдии такси в развитие рынка перевозок в городе. Он отметил, что совместными усилиями удалось решить много проблем: такси разрешили ездить по выделенным полосам, решена проблема использования лайт-боксов, таксисты получили возможность оформлять патент, избежав сложностей с уплатой налогов.
Но часть небольших автопарков оказалась под угрозой закрытия. Причина неожиданная — огромные штрафы, выписанные за парковку на газонах. Для юридического лица они составляют 300 тысяч рублей, что фактически означает изъятие машины из оборота. По словам господина Платонова, это неоднократно обсуждалось на заседаниях Комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом (Гильдия такси МТПП).
Мы не представляли, как быстро разовьется каршеринг. Сейчас в городе уже 13 500 машин», — Дмитрий Пронин, замруководителя Департамента транспорта Москвы
«Заботясь об экологии, мы установили в городском Кодексе об административных правонарушениях штраф за парковку на газонах: для физического лица — 5 тысяч рублей, для юридического — 300 тысяч, — пояснил Владимир Платонов. — Выяснилось, что, если на газоне припарковано такси, то штраф выписывается таксопарку, владеющему машиной. Часто это означает вынужденную необходимость продавать ее. Штраф можно оспорить, но, как правило, решение выносится не в пользу истца. Поэтому мы ищем решение, как дифференцировать наказание, чтобы и экология не пострадала, и не разорять наши таксопарки».
В итоге принято компромиссное решение подготовить изменения в КоАП Москвы.
Второй камень преткновения — взаимоотношения агрегаторов, таксистов и пассажиров. Есть много нюансов, которые нельзя было предугадать на этапе подготовки регулирующих документов. Большинство проблем проявились только на практике. И сейчас город и МТПП в диалоге с агрегаторами — правда, откликаются пока не все.
«При этом компания «Яндекс.Такси» не только постоянно принимает участие в наших мероприятиях, но и стала членом Палаты», — отметил Владимир Платонов.
Москва в лидерах. Агентство McKinsey &Company исследовало качество транспортной системы 24 городов мира. У Москвы — шестое место. Впереди Сингапур, Гонконг, Лондон, Мадрид и Большой Париж. Семь лет назад наша столица занимала 14 место, но к ЧМ-18 вошла в десятку.
Возможность для коррупции
Председатель Гильдии такси Богдан Коношенко отметил, что для запуска алгоритма ответственности агрегаторов за безопасность пассажиров требуется изменить федеральное законодательство. В Госдуме сейчас на рассмотрении проект закона, регулирующий вопросы таксомоторных перевозок.
В законе собираются четко прописать правовой статус и обязательства агрегаторов. С принятием этого закона у них появится задекларированная ответственность за действия своих сотрудников — агрегаторы будут вынуждены тщательнее контролировать, кому они передают заказы: легальному таксисту, соблюдающему правила, либо нелегалу.
Коношенко, зная детали работы этого гигантского рынка изнутри, настаивает на том, что в законе о телемедицине нужно предусмотреть возможность дистанционного медосвидетельствования перед рейсом.
«Сегодня те, кто честно работает по закону, становятся неконкурентоспособными по сравнению с нелегалами и полунелегалами, которые не несут дополнительных затрат», — отметил эксперт.
2,8 года таков средний возраст автомобиля такси в Москве. И подвижной состав постоянно обновляется
На теневом рынке сейчас активно продаются путевые листы. По мнению Коношенко, надо сделать так, чтобы заказ от агрегатора могли получать только водители с законными путевыми листами. Тогда наши дороги станут безопаснее. Много вопросов и к работе водителей с правами, полученными в странах СНГ. Именно эти таксисисты вызывают больше всего нареканий со стороны пассажиров и чаще попадают в ДТП. Коллегу в этом вопросе поддержал и директор ассоциации «ТАМА», член Гильдии такси МТПП Норайр Блудян: «Ни в одной стране мира водитель с иностранными правами не может заниматься предпринимательской деятельностью».
С 2017 года в России действует запрет на прием на работу водителей с иностранными правами, но в нем есть исключения для стран, в которых русский язык является официальным.
А вот недовольство таксистов тарифами часть спикеров разделяет. Норайр Блудян поделился формулой рентабельности, озвученной на Международном евразийском форуме такси. «Для достижения пятипроцентной рентабельности необходимо повысить тариф на 80‑90 процентов», — оценил эксперт.
Ни в одной стране водитель с иностранными правами не сможет заниматься предпринимательской деятельностью», — Норайр Блудян, директора ассоциации ТАМА
Перспективы каршеринга
Часть конференции была посвящена каршерингу. Мухит Сейдахметов, вице-президент холдинга Micro Capital Group, владеющего каршерингами «Делимобиль» и Anytime, кикшерингом «Делисамокат», рассказал, как Дептранс Москвы помогал пионерам рынка создавать инфраструктуру. Суммарно в холдинге сейчас пять тысяч автомобилей — четыре тысячи демократичных марок и еще тысяча машин премиум-класса. Мухит Сейдахметов рассказал про высокие риски этого бизнеса и перспективы роста. По прогнозам, он будет основным конкурентом такси — сейчас на рынке каршеринга разрабатывают оптимальный прайс.
Поддержку властей отметила и сооснователь компании Belka Car Екатерина Макарова: «У нас с Департаментом есть чат в Телеграме, где мы обсуждаем все проблемы. Никто в мире не может похвастаться таким способом общения с властью». Екатерина Макарова считает, что причина и скорость развития каршеринга в Москве обусловлена тем, на старте его развивали предприниматели, а не крупные концерны, как в Европе. Все решения принимались быстро. Подобные тендеры на Западе длятся по 1,5‑2 года.
Впрочем, «зеленый свет» для малого бизнеса на рынке каршеринга, к сожалению, потух. В силу быстрого развития и сегодняшнего масштаба вход на рынок сегодня составляет 5‑10 млн доллларов.
Основными проблемами развития каршеринга являются безопасность и фейки. «Мы отклоняем до 18 процентов пользователей. Это очень большая цифра, но всех отследить пока невозможно», — отметила Макарова. Ощущение, что водители каршерингов часто попадают в тяжелые аварии, по мнению Макаровой, появилось из‑за того, что инциденты с участием машин каршеринга широко освещаются в СМИ. Екатерина сделала акцент на том, что около 90 процентов ДТП связаны с несоблюдением дистанции, а основные штрафы — за превышение скорости на 20 км. Спикеры отметили, что большая перспектива роста у P2P каршерингов (системы сдачи в аренду машин частными лицами).
18 процентов — столько запросов на регистрацию в системе отклоняет каршеринг-компания Belka car, рассматривая их как фейковые
Бум каршеринга и такси не сказался на динамике продаж машин.
«Каршеринг — это народный тест-драйв, пользуясь им, люди тестируют машины разных марок, — отметила руководитель отдела корпоративных продаж АГ «Авилон» Надежда Фролова. — Мы рассматриваем его как фактор, способствующий продажам».
включить тахограф
Транспортная система включает и грузовые перевозки. Здесь главная проблема — внедрение тахографов, контролирующих режим работы водителя.
«Целью установки тахографов было снижение числа ДТП с тяжелыми последствиями», — отметила генеральный директор ООО «РусАвтоКарт», руководитель сектора тахографов Гильдии логистических операторов МТПП Алла Петрова.
За восемь лет тахографов куплено на 57 млрд рублей, но результат неудовлетворительный. Причину Алла Петрова видит в том, что пока не научились контролировать их применение, потратив основные средства на закупки.
Ставя точку, участники встречи отметили, что у Москвы есть все шансы выйти в мировые лидеры по уровню развития транспортной системы. И путь к олимпу невозможно пройти без активного участия малого и среднего бизнеса.