Close

11.11.2019

Трансформация городской среды

В столице проходят Дни московской конкуренции

Это мультиформатный проект, посвященный теме реализации Национального плана развития конкуренции и внедрению Стандарта развития конкуренции. В столице подобное мероприятие и в таком масштабе проводится впервые. Его организатором выступает Департамент города Москвы по конкурентной политике. Первым событием проекта стала конференция «Конкуренция: рынки, цифры, люди», собравшая более тысячи участников. Представители власти и бизнеса, лидеры общественного мнения и активные горожане обсудили, как цифровые инструменты меняют конкуренцию на разных рынках.

РИЕЛТОР БОЛЬШЕ НЕ НУЖЕН?
Как конкуренция меняет рынок недвижимости

Как современные технологии меняют рынок недвижимости – вот главная тема дискуссии «Цифровая эпоха недвижимости: инструменты, тренды, показатели».

Конкуренция за объекты
Рынок недвижимости считается одним из самых высококонкурентных. Здесь на смену «живым» сделкам приходят электронные, места риелтора или консультанта начинают занимать онлайн-сервисы и цифровые инструменты. Так, Москва стала первым городом России, который начал реализовывать муниципальную недвижимость посредством электронных аукционов – сегодня 99 процентов торгов проходят онлайн, что повышает доверие к процедуре и ее прозрачность. Предложения по покупке недвижимости, подача заявки на осмотр объектов, прием документации осуществляются онлайн. Работает информационный киоск, консультанты которого показывают объекты в удобное для потенциальных покупателей недвижимости время.
– Статистика свидетельствует, что люди доверяют электронным сделкам. Рост среднего количества участников в торгах – доказательство этому, – отметил заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Александр Лукин.
Сегодня через аукционы Москва реализует квартиры, машино-места, земельные участки. За многие объекты разворачивается настоящая борьба, а участниками торгов выступают физические и юридические лица из различных регионов России.

Конкуренция за клиента
Рынок недвижимости, с одной стороны, очень консервативный, но с другой – высококонкурентный. И именно высокая конкуренция трансформирует даже такой инертный рынок, как недвижимость. Один из способов трансформации – цифровизация бизнес-процессов.
О развитии IT в сфере недвижимости рассказал Александр Алексеев, руководитель сервиса «Яндекс.Недвижимость». По его словам, агентства недвижимости уже меняются, как и сами клиенты, которые уже сейчас более информированы по сравнению с несколькими годами ранее.
– Информация становится доступнее. Поиск информации, например по подбору квартиры, ранее мог занимать неделю, а сейчас для этого требуется значительно меньше времени. И для поиска больше не требуется риелтор, – отметил Александр Алексеев. – Агентства недвижимости трансформируются, у консультантов благодаря цифровизации появляется значительно больше инструментов для анализа рынка. О конкуренции классических риелторских агентств и агрегаторов рассказал Евгений Лучинин, сооснователь сервиса аренды Locals, специализирующегося на аренде жилой недвижимости. Сервис позволяет уменьшить стоимость сделки и проверить ее на юридическую чистоту. Экономия достигается за счет того, что потенциальный клиент осматривает объекты без участия риелтора.

Несмотря на глобальную цифровизацию, живое общение никуда не исчезнет. Девелоперу необходимо ощущение личного восприятия, когда он приобретает землю под застройку. Требуется выехать на место, посмот­реть, оценить земельный участок. И это пример того, как инструменты цифровизации (когда многое можно сделать не выходя из офиса или из дома) сочетаются с живым общением, – ­Александра Синилова, директор департамента по работе с девелоперами Savills в России.

Конкуренция за право на профессию
Руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов рассказал, что становится больше онлайн-сделок на рынке жилья. Девелоперы присматриваются к данному механизму реализации квартир:
– Риелтор настоящего – это мозг процесса. Он знает реальные кейсы сделок в конкретной локации, он может помочь договориться сторонам сделки, он знает, где взять кредит так, чтобы сделка в итоге не рассыпалась, – отметил управляющий агентства безопасности недвижимости Сергей Вишняков.
Генеральный директор S. A. Ricci Александр Морозов считает, что консультант и риелтор – разные профессии. Риелторы действительно уйдут в прошлое, но в сложных дорогостоящих сделках, в коммерческой недвижимости без консультанта не обойтись.
– Сейчас идет накопление знаний и сбор больших данных, а затем – резкий скачок внедрения цифровых технологий в бизнес, – говорит Александр Морозов.
По словам директора по маркетингу «НДВ – супермаркет недвижимости» Елены Рыбкиной, до 15 процентов рабочего времени риелторов уходит на устранение психологических вопросов, связанных со сделкой с недвижимостью. Искусственный интеллект пока не может, к примеру, снять волнение человека перед сделкой. А это значит, что профессия риелтора трансформируется, как и сам рынок, но не умрет. Человек выдержит конкуренцию с «цифрой».

ЧАСТНИК ГОРОДУ ПАРТНЕР
Цель рынка дополнительного образования – качество подготовки выпускников

Конкуренцию на рынке дополнительного образования в городе обсудили во время тематической дискуссий на стартовом мероприятии проекта «Дни московской конкуренции».
– Система образования в городе огромная – 1,5 миллиона детей, 555 больших школ, колледжи и дополнительное образование. Система отображает запросы одного из крупнейших городов Европы – Москвы. Мы как город заинтересованы в развитии конкретного дополнительного образования – естественно-научного, технического. Это интересы семьи, а не заказ со стороны государства, и оно не конкурирует с частными школами. Скорее, мы вместе конкурируем с другими странами, городами за качество подготовки выпуск­ников, – рассказал Павел Карпов, заместитель руководителя департамента образования и науки города Москвы.

1,5
млн детей
охватывает система образования Москвы. Она отображает запросы одного из крупнейших городов Европы.

Он также добавил, что государство отвечает за системное решение, чтобы каждый ребенок мог получить качественное образование. Но всегда есть решения частные, и эти инициативы только усиливают образовательную систему. Если государству надо – оно откроет какой‑то кружок в школе. Это может быть аналог существующего частного кружка, тогда госсектор и частные компании станут партнерами.
Другие участники дискуссии – представители частных компаний, согласны с Павлом Карповым и поддерживают партнерство.
– Как IT-компания мы очень рады, что государство стало заниматься стим-образованием – инжиниринг, математика и т. д. Спрос на такие знания увеличивается. И государство играет нам на руку в этом смысле. Каждый на рынке закрывает свою нишу, это не конкуренция. Все прекрасно живет и развивается совмест­но. Это партнерское комьюнити частного и госсектора во имя ребенка, – считает Оксана Селендеева, основатель школы программирования для детей Coddy.

«КОНКУРЕНЦИЯ РОЖДАЕТ СЕРВИС»
Город предлагает рынку фитнес-услуг площадки для развития

Рынок фитнес-услуг огромный, потенциал для роста бизнеса очень большой. 3 процента людей в России занимаются фитнесом, в Европе – 15–20 процентов, в Америке – больше 20 процентов. При этом в Москве показатель чуть выше общероссийского – 11 процентов, но и такая цифра показывает, что нам есть куда расти в фитнесе», – Ольга Киселева, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии, руководитель сети фитнес-клубов World Gym в России.

Более 50 участков земли в Москве были реализованы под спортивные объекты за 4 года – участки ушли по ставке 1,5 процента кадастровой стоимости. Об этом рассказал Василий Калинкин, начальник отдела привлечения и сопровождения инвестиций Управления подготовки и проведения земельно-имущественных торгов Департамента по конкурентной политике в рамках конференции «Конкуренция: рынки, цифры, люди».
– 1,5 процента кадастровой стоимости – это годовая аренда, ставка эксплуатации существующего здания. Такая ставка снимает все сомнения у инвестора на тему «стоит ли брать объект». После ее введения количество лотов увеличилось с 4 до 10 человек. Я считаю, эти условия для начала бизнеса комфортные, – подчеркивает Василий Калинкин.
Он объяснил, что раньше город­ские спортивные объекты – бассейны, спорт­залы, ледовые дворцы, хоккейные площадки – строились за бюджетные деньги. А у инвесторов был интерес, как правило, в жилых комплексах. Потом систему пересмотрели, приняли новое законодательство. Город поставил задачу найти социнвестора. Так, с 2015 года было реализовано более 50 участков земли под спортивные объекты.

Одним из первых такой возможностью воспользовался Владислав Богданов, инвестировав в строительство ледового комплекса «Южный лед». В 2015‑м он выиграл на городских торгах участок на юге Москвы – в Щербинке, и за два года возвел под одной крышей сразу три арены для зимних видов спорта.

– Сегодня у нас конкуренция образовалась уже внутри комплекса, – рассказывает Владислав. – Школы борются за право организации соревнований, мероприятий, нам уже не хватает для этого места. А еще львиную долю занимает фитнес – он побил по выручке весь основной комплекс.
О том, что конкуренция в среде спортивных социнвесторов – это очень здорово, рассказал Влад Петров, генеральный директор сети клубов Crocus Fitness:
– Конкуренция рождает сервис, настраивает на живую борьбу. Все должно идти к тому, чтобы в каждом доме была студия-две-три. Но важно, чтобы это были разные студии, не похожие форматы: йога, сайкл, кроссфит. Людям это удобно: муж пошел на кроссфит, жена на йогу – так студии и выживают. Студиям надо договариваться, чтобы они были разными.
То, что такие продукты должны быть не только разными, но и качественными, отметил Василий Смольный из проекта «Бешеная сушка»:
– Конкуренция и у нас есть, но не за доли рынка, не за проценты, и даже не за аудиторию, а за качество продукта.

x
Login