«Слон»: студенты придумали экопроект — магазин строительных материалов со смыслом
Представьте себе аэропорт. Суета, люди, багаж. И примерно каждый третий-четвертый чемодан обмотан пленкой. По сути, это тот же пластик, который разлагается десятилетиями и наносит вред природе. А теперь представьте, что пленка не портит окружающую среду, а приносит пользу.
Например, становится тротуарной плиткой или кольцом для колодца. Такие «полезные» стройматериалы давно существуют, только о них знает мало людей. Эту ситуацию решил исправить проект «Слон Строй» — магазин строительных материалов со смыслом.
Как появился «Слон»
Несколько лет назад четверо студентов МФТИ увлеклись темой экологии. Ребята собирали батарейки, участвовали в экологических акциях и даже сумели организовать раздельный сбор мусора в Долгопрудном, который успешно работает до сих пор. Но вскоре стало понятно, что надо создать проект, который бы «кормил» сам себя и приносил пользу окружающей среде на постоянной основе, не завися от внешних источников.
Стереотип: Ритейлеры считали, что использование вторсырья может вызвать негативную реакцию у покупателей, и не афишировали, из чего сделаны товары.
Тогда ребята стали искать и изучать различные технологии переработки мусора. Их внимание зацепила история изготовления строительных материалов с использованием пластиковых пленок, пакетов, упаковок и другого вторичного сырья. Оказалось, что в Москве есть несколько небольших производств, которые занимаются изготовлением строительных материалов с добавлением полимеров. Но при этом продукт никто и никогда не продвигал, для рынка он, по сути, новый.
Как рассказывает основатель проекта Никита Никишкин, магазины, которые брали на реализацию такие стройматериалы, наоборот старались на афишировать, из чего они изготовлены. Ритейлеры считали, что использование вторсырья может вызвать негатив у покупателей, которые не захотят приобретать товар, сделанный «из мусора».
«Узкое место в том, что о продукте никто не знает. Стало очевидно, что его нужно продвигать», — поясняет Никита. Так появилась онлайн-платформа «Слон». Изначально проект назвался «Вторая жизнь материалов» — Second life of materials (SLOM).
Если человек утеплит дом с помощью эковаты, то он поможет переработать от 1 до 2 тонн макулатуры, что эквивалентно вырубке 35 деревьев. Если сделает колодец из наших полимерпесчаных колец, то поможет переработать 200 кг пластиковой пленки», — Никита Никишкин
Синергетический эффект
Найти производителей оказалось не сложно. Более трудной задачей стало выстраивание взаимоотношений. С одной стороны, создатели проекта рады, что они не только помогают природе, но и поддерживают российских предпринимателей.
«Это реальные представители малого бизнеса, которые нуждаются в поддержке и важны для экономики. При этом использование вторсырья экономически выгодно для производства. То есть, принося пользу экологии, ты более эффективен. Мне кажется, это крутой синергетический эффект», — уверен Никита.
Но производства маленькие, и некоторые поставщики привыкли работать только с розничными покупателями. Они не понимали, зачем им оптовый закупщик и почему с ним нужно выстраивать другую систему взаимоотношений.
1 плитка — это пленка, которой хватит, чтобы обмотать пять чемоданов
До некоторых у нас получилось донести, что партнеры, которые занимаются продажами, могут дать им большую силу. Производитель не должен заниматься розницей, иначе он быстро упрется в потолок», — поясняет Никита.
Второй проблемой стал тот факт, что многие поставщики «Слона» не разбираются в вопросах продвижения. Они заняли небольшую нишу и не работали над ее расширением. Поэтому ребята, по сути, заново выводят товар на рынок. Объясняют его пользу для окружающей среды, рассказывают о конкурентных преимуществах.
Стройматериалы с добавлением вторсырья занимают средний ценовой сегмент. Например, такая тротуарная плитка стоит дороже, чем простой вариант из бетона. Но при этом есть множество материалов, которые стоят намного дороже — гранит, керамогранит и т. д. А значит, есть рыночное пространство, которое этот товар мог бы занять.
50 лет может прослужить каждый товар в магазине «Слон»
Кто покупает
Пока упор в продвижении продукта «Слон» делал на потребительские свойства материалов. Да, их стоимость выше, чем у простых материалов, но их выгоднее использовать, поясняют основатели проекта. Каждый товар обладает особой прочностью и может прослужить до 50 лет.
«Слон» отмечает растущий интерес к их материалам со стороны ТСЖ и генподрядчиков жилых комплексов. Получает «Слон» и частные заказы. Люди выбирают стройматериалы с добавлением вторсырья для дачных участков.
Ребята сотрудничают с несколькими поставщиками, чтобы максимально расширить ассортимент. Поэтому владелец загородного дома может заказать у проекта тротуарную плитку для дорожек, кольца для колодца, утеплитель и многое другое. Как говорят создатели онлайн-платформы, по сути, можно построить с нуля дом из материалов, которые приносят пользу природе.
Какую пользу приносит. В карточке к каждому товару на сайте основатели проекта подробно описывают, какую пользу он приносит окружающей среде.
О чем задумались заводы
Но пока только около 5 процентов покупателей делают заказ из‑за экологической концепции проекта. И эту тенденцию хотят поменять основатели «Слона». Ведь математика здесь простая. Чем больше материалов с использованием вторсырья будет произведено, тем меньше пластика или бумаги окажется на свалке.
В карточке каждого товара на сайте ребята пишут о том, какую пользу он приносит природе. «Каждый квадратный метр тротуарной плитки, которую человек положит у себя на даче, — это 8‑10 килограммов пластиковой пленки, которая не будет лежать на свалке в течение двух-трех столетий, — рассказывает Никита. — Если человек утеплит дом с помощью эковаты, то он поможет переработать от 1 до 2 тонн макулатуры, что эквивалентно вырубке 35 деревьев. Если сделает колодец из наших колец, то поможет переработать 200 кг пластика».
Впрочем, у «Слона» уже появляются заказчики, которые выбирают товары именно из‑за их экологических свойств. Например, «Данон» (один из крупнейших производителей молочной продукции) заказал для территории своего завода скамейки, сделанные с добавлением переработанного пластика.
Флаконы из‑под шампуня или автомобильные канистры гранулируют и в процессе производства добавляют в рейки. А уже из них собирают такие лавочки. Заказывая такие товары, завод старается снизить вред от той упаковки, которую выпускает.
«Многие компании все чаще задумываются над таким понятием, как расширенная ответственность производителя, и пытаются снижать вред от той упаковки, которую они выпускают», — поясняет Никита.
Каждому заказчику «Слон» присылает сертификат. В нем говорится, что человек или организация сделали важное дело и принесли пользу природе. Поэтому пока своей основной задачей проект видит создание спроса на продукцию с использованием вторичного сырья. Это создаст определенную «тягу» для производителей таких товаров. И значит, больше мусора будет переработано, а не отправится на свалку.