«Самая главная проблема многих стартаперов — это их лень»
Пекка «Бульдозер» Вильякайнен дал советы начинающим бизнесменам
Советник президента фонда «Сколково» Пека Вильякайнен начал свой бизнес еще подростком, основав компанию Oy Visual Systems Ltd в 1986 году. Прозвище «Бульдозер» он получил из‑за репутации человека, способного решить любые задачи. Во время интервью телеканалу «Мир Белогорья» эксперт рассказал, почему люди — самое важное в стартапе и о том, что начинать дело в том же Белгороде выгоднее, чем в Москве.
Как начать. Когда вы начинаете свое дело, кто бы ни был инвестором, вы всегда будете ограничены в деньгах, поэтому главная задача — оптимизировать издержки. У регионов тут преимущество.
Например, нет такой конкуренции в погоне за кадрами. Если вы хотите собрать команду, которая будет работать с вами большой срок, то в регионах проще найти таких людей.
Если вы живете в Силиконовой долине, вам придется сделать 40, 50 презентаций, прежде, чем вы найдете инвестора. В России я слышу фразу «никому не нравится мой проект» после пяти презентаций», — Пекка Вильякайнен
Кроме того, в большом городе сложнее удерживать внимание медиа. Если у вас есть идея и три сотрудника, как попасть в СМИ? Это невозможно. Но если вы из Белгорода, Ульяновска или Улан-Удэ, то будете там важным стартапом.
В мире мало стартапов, которые стали успешными за три года. Обычно на это требуется пять, шесть, семь, восемь лет. Моей компании понадобилось девять лет, прежде чем она начала приносить деньги. Нужно быть немного сумасшедшим и не лениться, работать и верить в свою миссию. Предпринимательство вообще не для ленивых.
Начать издалека. Прежде всего, я советую людям, у которых есть идея — поработать в каком‑нибудь другом стартапе. Даже если вам не будут платить, вы увидете, что это такое стартап.
Если все же решите запуститься, нужно набрать команду из разных людей. Не берите таких же людей, как вы. Если вы парень из технического вуза, наймите девушку из бизнес-школы. Если дизайнер, то вам необходим инженер. Многогранность очень важна.
Проверьте, нет ли других таких стартапов. Нужно прощупывать почву, ту нишу, в которую вы хотите зайти. Вы должны копировать лучшие практики, как обезьянка, и избегать повторения плохих примеров. Это и называется предпринимательство.
Идея важнее презентации. Каждый год мы проводим в Москве Startup Village, и туда приезжают предприниматели со всей России.
Да, бывает, что они слегка застенчивы, чтобы презентовать свою историю. Но это быстро проходит. Все говорят — «у меня слабые навыки презентации». Но вы легко этому научитесь, если верите в себя и свою историю. Чтобы стать успешным, важно не то, насколько красиво вы себя презентуете, а то, насколько вы верите в идею и хотите ее воплотить.
Технологии не главное. Инвесторы не всегда ищут проекты, связанные с технологиями будущего. Они ищут деньги, проекты, которые будут приносить прибыль. Конечно, есть крутые проекты, связанные с искусственным интеллектом, но есть и проекты в самых обычных областях.
Определите проблему. Когда приходите к инвестору, вы должны быть готовы объяснить, какую проблему решает ваш продукт. Самая большая ошибка — начать презентацию с себя: вот мой патент, вот моя фотография, вот мой офис, вот я здороваюсь с губернатором. Это для инвестора не важно. В России все любят говорить о проектах, но люди не инвестируют в проекты — они инвестируют в компанию.
Мыслить глобально. Когда в России началась программа импортозамещения, некоторые решили этим воспользоваться. Но такая программа есть в каждой стране. Я всегда говорил — стартапам нельзя делать бизнес, основываясь на каком‑то законе, санкциях.
Вы должны быть конкурентоспособны на мировом рынке. Наиболее заметны проекты, где есть международный потенциал. Я не инвестирую в локальный бизнес. Это должно быть что‑то уникальное и подходящее для всего мира.
Люди важнее всего. Инвесторы не принимают решения, основываясь на презентациях и таблицах в Excel. Они хотят поговорить с вами, понять, как быстро вы сможете доверять друг другу. Если я соберусь инвестировать в твой стартап, то сначала захочу узнать, сможем ли доверять друг другу прямо сейчас или нам понадобится два «медовых месяца».
Инвестиции во многие стартапы были сделаны исключительно из‑за людей, за которыми стояла идея. Бывало, что за пару лет проект целиком менялся, а люди оставались.