С пылу с жару – на торги!
Рынок производителей и поставщиков хлеба для нужд столичных учреждений представлен 20 компаниями.
Как оценивают уровень конкуренции на рынке?
Как меняются запросы столичных заказчиков?
Что необходимо, чтобы соответствовать высоким требованиям поставщика столицы?
С приходом на портал поставщиков изменили стратегию
Нина Кокарева, руководитель отдела закупок Мукомольной хлебной компании:
— Работать с порталом поставщиков мы начали еще лет пять назад. Наши основные заказчики – это учреждения здравоохранения или соцзащиты Москвы и области. Мы начинали с небольших контрактов, когда одна организация не успевала отыграть большой контракт, обращались за помощью к нам. Вообще на рынке госзакупок мы работаем уже семь лет, у нас большой круг заказчиков с достаточно серьезными объемами. При этом наши многолетние клиенты обращаются к нашим офертам и на портале поставщиков. Обычно это те, кому срочно нужен определенный объем хлебобулочных изделий. Конкуренция в отрасли небольшая – на одну закупку обычно 2–3 компании, но, бывает, и 10.
С приходом на портал поставщиков нам самим пришлось менять свою стратегию, учиться, подстраиваться под заказчиков. Мы стараемся не оставлять без внимания тех клиентов, чьи заказы возникают внезапно. Хотя это нелегко сделать при нашем жестком графике ежедневных поставок. Но нам еще хотелось бы добиться, чтобы клиенты выполняли и свои обязательства – указывали на портале, что контракт выполнен. Мы все заказы отрабатываем полностью – без штрафов и расторжений. Добросовестно выполняем свои обязательства и во всех ситуациях делаем все максимально возможное, чтобы помочь заказчику. И обычно нам это удается. В этом и заключается наш секрет успеха.
На хлебном рынке конкуренция растет
Дмитрий Косяк, генеральный директор ЗАО «Хлебозавод № 24»:
— Наш первый опыт участия в конкурсах – это поставка в 2007 году хлебобулочной продукции для ГУП ШБС (школьно-базовые столовые) г. Москвы. За последующее время нами приобретен огромный опыт как в сфере электронных торгов, так и в конкурсах с ограниченным участием, в котировочных сессиях. Значительно расширен ассортимент хлебобулочной продукции для нужд госзаказа. Для государственных заказчиков мы предлагаем хлеб с различными витаминно-минеральными комплексами – и для детских, и для взрослых специализированных лечебных учреждений. У нас широкий ассортимент хлеба и сдобных изделий, разрешенных для питания детей дошкольного и школьного возраста, подтвержденных свидетельством о госрегистрации ФБУЗ «ФЦГиЭ» Роспотребнадзор.
В целом хлебный рынок довольно насыщен как крупными производителями, так и представителями малого бизнеса. И с годами уровень конкуренции растет. Но, к сожалению, в последнее время на рынок госзакупок все чаще выходят компании, не имеющие собственного производства – они занимаются торгово-закупочной деятельностью со всеми вытекающими из этого последствиями.
Сегодня на рынке сложнее поставщику. Но мы планируем свое дальнейшее участие в закупках – за время нашей работы, мы зарекомендовали себя как надежный партнер. А секрет успешного бизнеса заключается в качестве, сервисе, цене и доступности покупки. Если еще короче, в работе на потребителя!
Не стремимся выиграть во всех аукционах
Василий Туров, ведущий специалист отдела сбыта компании «Рузский хлеб»:
— Регулярно подавать заявки на тендеры мы стали с 2011 года. А в этом году уже успели принять участие в девяти аукционах, из которых пять выиграли. Еще по пяти нашим заявкам ожидаем торгов. До 12% нашей продукции реализуется за счет торгов. Наш хлеб поступает в больницы и школы. Мы не стремимся выигрывать все аукционы, так как зачастую происходит существенное снижение контракта от первоначальной цены. Раньше такого не было, так как в торгах заявлялось меньшее количество участников. Сейчас торги стали привлекательны для представителей малого бизнеса, так как легко можно стать победителем.
Электронная форма аукциона делает его практически полностью прозрачным и объективным. Во время аукциона заказчик не видит и не может отследить, как ведет себя та или иная компания, а поэтому предсказать исход торгов становится крайне сложно, что исключает коррупционную составляющую. Пока наш самый крупный контракт, который мы выиграли, – на 14 млн рублей. Контракт был заключен в 2017 году.
Конечно, помимо участия в электронных торгах, у нас есть и другие каналы сбыта. Мы начали выпекать бездрожжевой хлеб. Это премиальный продукт, он поставляется в сеть «ВкусВилл». В «Дикси» и «Пятерочке» мы продаем более доступную по цене продукцию.