Ресторан в вагон
В России запустили стартап, перед которым капитулирует стандартная еда железнодорожных путешественников
С осени путешественники могут заказать в вагон поезда доставку практически из любого ресторана того города, что есть на их маршруте. Услугу придумал и запустил омский теолог Кирилл Флутков. Приложение называется FoodBall — название подобрано с учетом того, что во время чемпионата мира по футболу им будут пользоваться болельщики-путешественники.
Конкурентов нет
Как‑то Кирилл понял, что диплом теолога не может обеспечить благополучную жизнь, и стал работать региональным руководителем отдела продаж в юридической компании, часто ездил в командировки на поездах. И сформировалась идея — запустить сервис, который бы доставлял к подножке вагона вкусную еду. Стал гуглить — ничего подобного в России не было.
Выстроилась концепция — убедить местные кафе и рестораны, где налажена доставка, включить в сеть еще один адрес — доставку на платформу вокзала к нужному вагону. Задача Кирилла — обеспечить откликнувшиеся кафе заказами. Схема простая: пассажиры скачивают приложение FoodBall. Там можно выбирать рестораны и кафе в городах по пути следования. Изучают меню, делают заказ. Команда заведения «берет под козырек». Ее задача — успеть к поезду. Заказ можно оформить, если на станции поезд стоит дольше 15 минут.
Зачем им все это надо?
Кирилл рассылал письма по всем кафе, что находил на карте выбранного города. В первую очередь смотрел на миллионники и основные транспортные узлы: Екатеринбург, Тюмень, Казань, Новосибирск. Там отлажена логистика. Но там и пробки. Вскоре стало понятно, что за клиента будут биться не только и не столько сетевики крупных городов, сколько маленькие городки с большой проходимостью.
Реклама: крафтовые пакеты и промоутеры
Главной задачей стало информировать пассажиров о такой возможности. Кирилл привлек промоутеров. Они ходили по перронам и раздавали листовки.
Вторым этапом стали брендированные крафтовые пакеты с рекламой приложения. В них привозили еду в вагоны. «Мы анализировали продажи, один пакет приносит порядка трех заказов к следующей станции», — отмечает Кирилл. Но эффективнее работает «сарафанное радио».
Еще быстро распространилась слава между родителями спортсменов. Они оплачивают онлайн заказ, к поезду подходит курьер и отдает его тренеру. Затем появилась новая категория заказчиков — мамы-аэрофобы, путешествующие с малышами. Им обеспечили доставку детского питания и предметов гигиены. Появилась и возможность доставлять заказы из сетей фастфуда, не имеющих доставки.
Помогают и проводники — они могут зарегистрироваться в программе, получить промокод и рекомендовать сервис пассажирам. За каждый заказ получают бонусные баллы.
Миссия теолога
Пока Кирилл вложенных денег еще не отбил. Но он на этапе того, чтобы завоевать страну — через его приложение уже можно заказать еду из более чем четырехсот ресторанов в 70 российских городах.
«Я предоставляю ресторанам клиентов, которых они никогда не найдут, — отмечает Кирилл. — Рассказать московскому пассажиру, что в Кирове замечательные вареники с вишней, через федеральные газеты нереально. И вот с помощью нас эти люди встречаются».
Сколько стоил запуск проекта
В проект Кирилл с двумя близкими друзьями суммарно вложил 10 миллионов. Из них полтора миллиона заплатили за разработку мобильного приложения. В 350 тысяч рублей в месяц обходится содержание кол-центра в Омске, 15 человек которого ежедневно прозванивают региональные кафе, предлагая заключить договор о сотрудничестве.
С каждого заказа, доставленного к поезду, Кирилл и партнеры получают 15 процентов. Являясь идеологом проекта, Кирилл справедливо признает, что его бизнес — командный проект. Все‑таки название обязывает.