«Покупайте панику, продавайте восторг»
Лучшие советы от хедлайнеров форума «Трансформация-2»
Бизнес-форум в «Олимпийском», организованный Правительством Москвы, посетило более 20 тысяч предпринимателей. Они пришли ради того, чтобы послушать самых успешных бизнесменов, построивших свои компании самостоятельно и с нуля. И выстроить для себя новые «горизонтальные связи» — познакомившись в кулуарах с потенциальными партнерами, рассказав о своем бизнесе. Мы собрали самые яркие цитаты и советы спикеров форума.
На форуме «Трансформация-2» работали консультанты Центров услуг для бизнеса. Стенд ГБУ «Малый бизнес Москвы» посетил модератор форума «Трансформация-2» Григорий Аветов. Он пообщался с предпринимателями и поделился своими впечатлениями о контакте бизнеса и власти: «ГБУ «Малый бизнес Москвы» пережило такую трансформацию, что малый и средний бизнес в Москве, управление малым и средним бизнесом, сервисы для малого и среднего бизнеса будут развиваться. Будет много бесплатного контента, коворкинги — всю эту предпринимательскую инфраструктуру строит Правительство Москвы, и в частности эту задачу решает ГБУ «Малый бизнес Москвы».
Барно Турсунова: «Не бойтесь «обнуляться»
Выступление Барно Турсуновой, совладелицы сети автосервисов «Вилгуд», было самым эмоциональным и искренним. В какой‑то момент, вспоминая, как все начиналось в контейнере с обоями на Мытищинской ярмарке, а дома в солнечном Узбекистане на попечении родных были оставлены малолетние дети, Барно даже расплакалась.
На старте семья жила на 100 долларов в месяц, первые победы отмечала в «Макдоналдсе». Но при этом супруги верили в то, что построят компанию с миллиардным оборотом.
В результате взлетов и падений они вывели формулу: «Измерять (на старте глава семьи Шерзод Турсунов фиксировал все рабочие процессы с секундомером) — Получать обратную связь — Правильно принимать решение».
Супруги называют свою методику «Системой» — сперва она помогла вывести на миллиардные обороты строительный бизнес. Но в 2012 году на рынок пришли такие крупные игроки как «Леруа Мерлен» и «Касторама» и, как цунами, разрушили то, что строилось десятилетие. В итоге после компании с двумя тысячами сотрудников и оборотом в 8 млрд в год, семья снова вынуждена была строить все нуля, купив убыточный автосервис.
«Я снова оказалась в контейнере на Мытищинской ярмарке», — признается Барно. И все повторилось: сегодня семья владеет сетью из 103 автосервисов.
В финале выступления Барно сказала, что поняла в итоге главное — свое дело должно вдохновлять. Если нет желания вставать утром и идти на работу, то не стоит бояться и «обнуления». В итоге это поможет выбрать именно то направление, которое будет по‑настоящему «заводить».
Дмитрий Портнягин: ставка на «молодую кровь»
«Раньше дети мечтали стать космонавтами, а теперь берут пример с Дмитрия Портнягина и мечтают стать ютуб-блогерами», — пошутил ведущий форума Григорий Аветов, представляя следующего спикера, автора ютуб-канала «Трансформатор».
Дмитрий был щедр на раздачу коммерческих лайф-хаков. Первое — это скорость мышления.
«Сейчас бизнесмен «либо быстрый, либо мертвый», — пошутил Дмитрий. — Большинство желаний клиента: «Сейчас или через час». И то, как быстро вы реагируете на эти запросы, двигает ваш бизнес».
Предприниматель предпочитает не тратить время и силы на управление компанией. Его техника для роста — это создание компании и максимально быстрый выход из ее управления. Принцип процветания — сформировать систему и обеспечить ее нужными ресурсами. А остальное сделают те, кто разбирается в нюансах лучше.
«Операционка — это тормоз для вас», — убежден Портнягин. И проводит аналогию: надо быть владельцем футбольного клуба, а не тренером. Тренировать больше одной команды физически ни у кого не получится, а владеть несколькими футбольными клубами при желании можно. «Думая о запуске нового бизнеса, я в первую очередь ищу для него хорошего управленца», — отмечает Дмитрий.
Еще бизнесмен рекомендует проверить масштабность рынка, есть ли в нем ниша «на миллиард», ибо маленький рынок — это тормоз для роста.
Артем Агабеков: «Ищите светлячков»
Про Артема Агабекова, владельца компании «Фабрика окон», говорят, что у него «буддистский подход к бизнесу». И лекция Артема это подтвердила. Он не призывал «бежать за миллиардом». Возможно, у вашей компании и нет таких амбиций.
Агабеков рассказал историю про удивительного питерского кондуктора Виктора Лукьянова. Увы, но этот человек, ставший визитной карточкой города, был в итоге вынужден уйти с любимой работы из‑за издевательства коллег. Но, к счастью, его вовремя взяла на работу другая компания и не прогадала.
Агабеков назвал этого кондуктора «светлячком» и порекомендовал ценить таких людей, ибо благодаря им у компании создается репутация «бизнеса с человеческим лицом». Таких «светлячков», по мнению предпринимателя, в обычной компании не больше 20%, и именно они отдают все силы и энергию ради дела. Еще примерно столько же — либо халтурят, либо откровенно вредят. А остальные просто наблюдают, чем все это закончится. Задача руководителя — не дать затоптать «светлячков».
Свой же принцип работы Агабеков описал кратко: «Покупайте панику, продавайте восторг».