Патент на пар
Как госпоручительство помогает развивать печное производство
Пандемия и геополитика — вот два фактора, которые в корне изменили структуру досуга соотечественников в последние два года. Если раньше они выбирали турецкий хамам на турецком же побережье, то сегодня все чаще — русскую баню, причем желательно рядом с домом:
— Судя по количеству проданных печей за первый квартал этого года, баня — новое место силы для многих россиян, — делится наблюдениями Карен Казарян, генеральный директор компании «ТехноЛит».
— Все больше людей тратят деньги, время и усилия на отделку такого, казалось бы, чисто утилитарного помещения. Ну а компания «ТехноЛит» — первый помощник в этом деле: ее чугунные печи «Гефест» сегодня знают любители горячего пара во всем мире. На это признание у нее ушло без малого 12 лет.
Лучше меньше, но жарче
— Наш бизнес возник спонтанно: в 2010 году у меня уже был бизнес, для которого приходилось закупать чугунные детали, и в какой момент родилась идея, а почему бы их не попробовать отливать самому? — вспоминает Карен Казарян.
— Мы начали это дело втроем, вложив собственные средства. Постепенно расширяли сферу деятельности за счет сторонних заказов. К слову, эту модель — литье на заказ, мы сохраняем в структуре своего производства и сегодня, она занимает примерно 20 процентов от общего объема нашей продукции. Но в 2012-м мы решили перейти на полный цикл производств аи разработать собственный продукт, возродив традиции русской бани.
По словам Казаряна, в то время на российском рынке уже успели прочнообосноваться скандинавские компании, поставляющие печи для саун. Однако их температурные режимы не дотягивали до стандартов, необходимых для парной с березовыми вениками.
— Мы подошли к вопросу всесторонне: изучили, как были устроены печи на Руси, и стали искать варианты, как сохранить их принцип действия при меньших размерах — хотелось сделать не громоздкую печь, а компактную, но с аналогичными режимами, — рассказывает руководитель «ТехноЛита». — Нам это удалось — таких печей на тот момент никто в мире не производил, и потребитель сразу оценил этот продукт. Со своим брендом GFS мы начали отвоевывать российский рынок — если вначале у наших основных конкурентов, финских производителей, здесь была доля 90 процентов, то сейчас примерно два-три. Мы смогли создать продукт и доступный и более качественный, к тому же наши печи работают и в режиме сауны.
При этом само предприятие начало стремительно развиваться: из микрокомпании доросла до статуса малого бизнеса, а когда штат превысил 200 человек, перешла в категорию среднего бизнеса. И если ее первая площадка занимала 1000 «квадратов», то нынешнее литейное предприятие размещается на 25 000 кв. метров — это ультрасовременное пространство с белыми стенами, оборудованное индукционными электрическими печами.
— У нас голова в Москве, руки — в регионах, — смеется Карен Казарян, поясняя: — В структуру компании входит несколько площадок: чугунно-литейное производство в Волгоградской области, карьеры по добыче и глубокой переработке природного камня для печей в Карелии. В Москве — центральный офис, в котором работают конструкторы, дизайнеры, инженеры, а также отделы продаж.
Сегодня «ТехноЛит» выпускает пять линеек продукции, охватывающей объемы парных от 15 до 100 куб. м. Это печи и премиум-класса, и эконом-сегмента, с которыми компания занимает в совокупности практически лидирующее положение на рынке. Так, в премиуме ее доля доходит до 90 процентов, в среднем сегменте — 40-50, в эконом — 20.
Поручительство плюс интеллект
Но, как признает Карен Казарян, ни один, даже самый успешный бизнес не может развиваться без дополнительных средств:
— Мы начинали с собственных сбережений, вложив в литье 300 тысяч рублей. Затем потихоньку стали привлекать небольшие кредиты — от 500 тысяч брали в Сбербанке, — рассказывает он. — А в 2019 год для того, чтобы ускорить развитие компании, мы обратились в Сбер за очередным кредитом уже в 40 миллионов рублей. Но для его получения не хватило залогового обеспечения — цены на недвижимость в регионах, где находятся наши производственные площадки, не такие, как в столице. И тогда мы обратились за поддержкой в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Он одобрил нашу заявку, предоставив поручительство на 70 процентов обеспечения кредита.
Этот заем компания успешно закрыла в 2021 году. И тут же решила взять инвестиционный кредит для расширения своих производственных мощностей — на эти цели ей требовалось уже 100 млн руб. На помощь «ТехноЛиту» вновь пришел Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, закрыв 70 процентов кредита своим поручительством. А в качестве обеспечения остальной части компания предоставила… свою интеллектуальную собственность.
— Все наши инновационные разработки, включая отдельные детали для печей, запатентованы, и многие из них стоят выше иных материальных активов, — рассказывает Карен Лаврентьевич. — Интеллектуальная собственность широко используется во всем мире, и как оказалось, его можно применять и у нас — это отличный инструмент для получения кредитов, который у нас пока еще недооценен. Но если банки будут практиковать его применение, то это станет хорошим рывком для развития бизнеса.
В дальнейшем, как отмечает предприниматель, он намерен также использовать эту господдержку для развития своей компании:
— Мы планируем выходить на международный рынок — еще в прошлом году начали поставки в Европу и Америку, сейчас стараемся закрепиться на рынках стран Азии, — говорит генеральный директор «ТехноЛита». — Мы также начинаем осваивать выпуск новых видов не только банных, но и отопительных печей. И уже наладили выпуск чугунной посуды — у нас до сих пор нет своих производителей, на этом рынке еще недавно доминировали американские компании.
При этом большого секрета из своей бизнес-стратегии он не делает: «Не надо бояться рисковать, создавая уникальный продукт, — советует Карен Лаврентьевич начинающим предпринимателям. — Мой опыт показывает, что только при таком подходе гарантирован успех».