Close

11.09.2018

«Отцы и дети»: бизнес без конфликтов

ФИЛОСОФ. Иван Боганцев считает гимназию, основанную его матерью, не бизнесом, а семейным делом — миссией учить и воспитывать подрастающее поколение. Фото предоставлено Департаментом г. Москвы по конкурентной политике

Истории детей, развивающих семейное дело

Прежде чем взять бразды правления в семейном деле и возглавить Европейскую гимназию, Иван Боганцев учился в Лондоне и Париже, защитил кандидатскую диссертацию в Высшей школе экономики и прошел путь от куратора образовательных программ до заместителя генерального директора Политехнического музея. «Я никогда не планировал заниматься образованием и тем более руководить гимназией, которую более 20 лет назад основала моя мама Ирина Боганцева», — признается Иван.

От ученика до директора. Семейный бизнес самой Ирины Боганцевой начался с создания частного детского сада. В начале девяностых молодая женщина с незаконченной диссертацией и красным дипломом преподавателя истории попала под сокращение. Нужно было искать работу и детей пристраивать в дошкольное учреждение. Решение возникло само собой — объединить две задачи и создать частный детсад. Дети Ирины росли, вместе с ними развивался и бизнес. Под дочь и других выпускников детсада были созданы сначала начальная, а потом средняя и старшая школы. Все их последовательно прошел Иван Боганцев и, закончив в 2002 году Европейскую гимназию, уехал в Европу изучать философию, социологию и историю науки. Вернувшись в 2010 году в Россию, устроился работать в Политехнический музей куратором образовательных программ. Сначала он занимался только творческой деятельностью, затем он стал делать уверенные шаги по карьерной лестнице и это изменило и круг обязанностей Ивана: вскоре уже в должности заместителя генерального директора музея он начал заниматься администрированием, бюджетированием, наймом персонала. Соответственно, когда молодой человек принял решение встать у руля семейного бизнеса, необходимый для этого опыт у него уже был.

Не собственник, а… наемник? «Я воспринимаю себя не собственником бизнеса, а наемным работником, — говорит Иван. — Да и о гимназии могу говорить не как о бизнесе, а как о сугубо семейном деле, о миссии учить и воспитывать подрастающее поколение». А на вопрос, существует ли конфликт «отцов и детей» в бизнесе, отвечает, что таковой вполне возможен: «Если бы мама давила на меня и готовила к мысли, что я возглавлю гимназию, скорее всего, этого бы никогда не случилось, — говорит он. — Процесс передачи семейного бизнеса от основателя к детям — достаточно болезненный. Здесь очень важно выбрать момент, когда обе стороны к этому готовы. Неслучайно сегодня появляются институты, которые учат этому и «отцов», и «детей».

Горизонталь. Первое нововведение Ивана Боганцева в гимназии — open space для всего педколлектива как панацея от бюрократии.

Новаторство. Своими задачами на ближайшие несколько лет в Европейской гимназии Иван Боганцев считает переход от вертикального управления к горизонтальному. Одно из первых его решений — создание open space, в котором директор, завуч и учителя не сидят по кабинетам, а бок о бок работают вместе. Это развивает горизонтальные связи, уменьшает бюрократию. Помимо этого, сегодня молодой директор готов делегировать часть своих полномочий. Например, отдать учителям право самим принимать детей в гимназию и участвовать в подборе кадров. «Не все мои решения одобряет Ирина Боганцева, дети или их родители, — рассказывает Иван Боганцев. — К примеру, с некоторыми учителями пришлось расстаться, несмотря на то, что дети к ним привыкли и этого не хотели. Но развитие всегда сопровождается сменой и ломкой шаблонов и форматов». И в ближайшие несколько лет у гимназии появится собственная франшиза, увеличится количество учебных заведений и, возможно, расширится география присутствия — выпускники Европейской гимназии будут проживать не только в Москве, но и в других регионах России.

Планы и поддержка. Амбициозные планы невозможно реализовать без надежной поддержки. Сегодня ее обеспечивают столичные власти — благодаря льготной программе аренды гимназия работает в стенах бывшей муниципальной школы. Это, долгое время пустовавшее здание, она получила через открытый аукцион на 15 лет. И в будущем, по словам нового директора, он будет рассматривать только муниципальную недвижимость, которую реализует на аукционах Департамент города Москвы по конкурентной политике.

От лагерной смены до бизнес-схемы

Новое поколение бизнесменов не нуждается в тренингах и не верит коучам. «Все это не работает!», — заявляет Артем Татулов, сооснователь и директор программ Headstart. Ему сейчас 20, свой первый миллион он заработал в 17, а бизнесом занялся в 13.

СТАРТАП. Новому проекту Артема Татулова Headstart Camp меньше года. За это время более 40 его учеников побывали на практике в Сбербанке, Мосигре, «АндерСоне».

«Все началась с того, что мама не дала мне денег на кино, — признается сын Анастасии Татуловой — основательницы сети семейных кафе «АндерСон». — А где было взять денег? На работу я в том возрасте устроиться не мог, зато мог что то продать — и я начал в 7 классе с продаж кубика Рубика. Затем, уже в восьмом, торговал чехлами для телефонов — этот бизнес принес мне 50 тысяч рублей. В девятом классе организовывал спортивные состязания — собрал клуб по ММА и на этом зарабатывал. А в 17 лет открыл Headstart — проект развивающих лагерей для школьников, и с тех пор только этим и занимаюсь». На запуск проекта Headstart стартового капитала у Артема не было. Да он в нем и не нуждался: «Наша бизнес-модель позволяет сначала продавать, а затем уже заниматься расходами. Правда, на первый лагерь был грант Фонда Русской Экономики плюс я получил грант в Сколково». К слову, про Сколково, бизнес-школу Сколково. В нее Артем попал благодаря маме — на определенном этапе своей карьеры Анастасия Татулова пошла учиться. А затем отправила туда и старшего сына. «Просто отправила, — поясняет Артем. — Мне было слишком мало лет, чтобы сделать это осознанно». И эти занятия окончательно определили его выбор — в школе он колебался между карьерой актера и финансиста. Хотя задатки первого сегодня помогают ему продвигать проекты второго — его выступления можно видеть на многих форумах. К примеру, в начале этого учебного года он выступил с лекцией «Неандертальский старптап» на Первом московском фестивале «Умные игры с экономическим уклоном», организованном Департаментом города Москвы по конкурентной политике. Где изложил и суть своего проекта: «Мы никого не учим жизни, но помогаем школьникам определиться, чем им заниматься после школы. И после наших лагерей помогаем им развивать свои проекты. Например, сейчас я менторю ученика, который запускает интернет-магазин», — говорит Артем. Менторство — это основа работы самого Headstart, куда входят молодые наставники до 25 лет, уже добившиеся значительных успехов. «Я хочу сформировать сообщество лидеров будущего. Сегодня Headstart — самостоятельный коммерческий проект. Мы работаем без инвестиций — что зарабатываем, то и тратим», — поясняет Татулов-средний. Его младший брат Тимур закончил Headstart в 2017 м и зачислен в команду менторов. Помогает проекту и Анастасия Татулова — дает советы по ведению бизнеса. «Наши продукты нацелены на одну аудиторию и мы делаем интересные коллаборации. Например, проводим в «АндерСонах» профессиональную мафию для тех, кому нет 18», — говорит молодой директор Headstart.

x
Login