Close

28.10.2017

Недетский бизнес

Как и чем живет рынок детских клубов Москвы

Люди имеют свойство не экономить на своих детях даже в не самые простые времена, ведь воспитание и обучение не просто способ занять свободное время ребенка, а инвестиция в его будущее. Форм внешкольного образования и досуга для детей множество, однако последнее время все большую популярность набирает формат детских клубов.

Как развивается рынок детских клубов в Москве и что необходимо знать для открытия своего центра, рассказали профессионалы и эксперты отрасли на встрече «Конкурент-клуба», организованной Департаментом города Москвы по конкурентной политике.

Что же такое «детский клуб»? Генеральный директор детского эко-клуба «Умничка» и руководитель одноименной бизнес-школы для руководителей детских клубов Софья Тимофеева сравнивает их с мини-дворцами творчества вроде тех, что были в Советском союзе — но есть нюан­сы.

«Дет­ский центр подразумевает юридическое лицо или ИП, найм сотрудников и оказание услуг дополнительного образования детей», — очерчивает список характеристик основатель сети детских центров «Точка Роста» ­Наталья Пичугова.

Рынок детских услуг сейчас растет с огромной скоростью. Как отмечают участники «Конкурент-клуба», конкуренция очень высока.

«В 2005 году я с дочкой стояла в очереди в детский клуб и так туда и не попала. Сейчас ситуация, конечно, кардинально изменилась, каждый детский клуб бьется за своего клиента», — рассказывает Тимофеева.

«В Москве сейчас детские клубы — один из наиболее развитых секторов рынка. Достаточно посмотреть на первые этажи жилых домов», — отмечает основатель детской академии наук QAWRA Наталья Лапкина.

Конкуренция во благо и во вред

Впрочем, оценивают эту конкуренцию участники рынка по‑разному.

«Конкуренция действительно большая, но такая ситуация сохраняется уже около шести лет. Это связано с необразованностью людей, которые видят, что уже работающий в доме центр имеет много клиентов, и почему‑то думают, что, если они откроются в соседнем подъезде, у них будет так же. Это необдуманные шаги, когда люди открываются и потом за это платят.

Что касается конкуренции, а я бы сказала, что это не совсем она — дело в том, что от открытия клубов с не очень высоким уровнем услуг страдает весь рынок полностью, потому что снижается доверие родителей к детским центрам. Я такую конкуренцию рассматриваю как отрицательное явление для развития рынка», — говорит Наталья Пичугова.

По мнению руководителя детского развивающего центра «Цветик-Разноцветик» Ольги Дворянцевой, конкуренция «стимулирует придумывать что‑то новое и более качественное, поддерживать связь с родителями».

Основатель и руководитель сети Школ раннего развития «АЗ-БУ-КА» Татьяна Василькова согласна с положительным влиянием конкуренции — с одной оговоркой.

«Очень хочется, чтобы открывались достойные, яркие, профессиональные организации, с которыми бы хотелось конкурировать и за которыми хотелось бы тянуться. Тогда рынок бы рос, он бы развивался, и наши клиенты, познав ваше качество, заставляли бы нас расти. Для образования, экономики и для детей это было бы здорово», — говорит она, подчеркивая, что сейчас таких проектов выделить не может.

Кто же открывает эти многочисленные новые клубы? Как отмечает Софья Тимофеева, это женский бизнес: чаще всего начинают его не опытные предприниматели, а «мамы, которые решили уйти с работы и заняться чем‑то хорошим». Начинание прекрасное, но в дальнейшем от этого могут начаться неприятности.

«Есть большая проблема, которую надо решать: владельцы детских центров должны образовываться. Прежде чем открыться, они должны понять, что это бизнес, и не путать это с благотворительностью или самозанятостью, усвоить законы бизнеса. Эти идеи надо как‑то доносить до мам, которые собираются открывать собственное дело — что надо сначала поучиться. Так будет лучше для всех», — рассказывает Наталья Пичугова.
Детские тренды

Основатель и руководитель сети образовательных клубов «ЯСАМ» Юлия Алексеева отмечает, что ее задача не ждать, пока появятся конкуренты, и пытаться их опередить, а самостоятельно следить за трендами и определять их. Она выделила 8 трендов, которые являются определяющими сейчас:

1. Выбор в пользу бренда: люди склонны выбирать клуб, который гарантирует качество услуг. «В нашей сети бывают случаи, когда родители меняют город. И в новом городе они ищут именно наш центр», — рассказывает Юлия.

2. Власть потребителей. «Есть огромное информационное поле, и в нем образовались такие люди-боги — блогеры. Они являются олицетворением запросов общества. Без влияния в социальных сетях, в цифровом мире вас в принципе нет. Поэтому вы либо умеете это делать, либо обращаетесь к тем, кто умеет», — говорит она.

3. Межсетевые взаимодействия. Необходимо вступать в партнерства и добирать те компетенции, которых у вас нет.

4. IT-инструменты в образовании детей.

5. Шаговая доступность клубов.

6. Познавательно-развлекательный контент для родителей. Семинары и воркшопы, чтобы им тоже было чем заняться. Юлия отмечает, что сейчас этот тренд на пике.

7. Проект не должен быть изолирован. Вы не можете открыться и быть сами по себе. «Очень здорово, если вы проект чего‑то крупного: Сколково, Министерства образования — у вас должен быть кто‑то за спиной. Ваши партнеры отражают ту классную компетенцию, которая у вас есть. Потребители все равно будут это оценивать при выборе клуба», — подчеркивает Юлия.

8. Низкая цена.

По словам Юлии, для выхода на рынок в первую очередь важны три вещи: бренд, коммуникация с покупателем и правильная цена. Какую же цену можно считать правильной? Это зависит в первую очередь от местоположения клуба: расценки в детском центре, расположенном в спальном районе, и в том, что находится в центре, естественно, будут сильно отличаться. В среднем, отмечает заместитель руководителя студии творческого развития «Амальфи» Анастасия Хурса, «люди готовы платить около 4–5 тысяч рублей за абонемент. Эта сумма обычно не вызывает у людей вопросов».

Открытие собственного клуба: главные вопросы и первые проблемы

С какими же проблемами, вопросами и статьями расходов предстоит столкнуться человеку, который планирует открыть детский клуб? В первую очередь — вопрос поиска и ремонта помещения. Аренда является одной из крупнейших статей расходов в данном бизнесе — с этим спикеры согласились практически единогласно.

«Много проблем с документами, заоблачные цены, неподходящие площади», — описывает Софья Тимофеева проблемы, возникшие у нее при поиске нового помещения.

Впрочем, есть альтернатива — аренда от города. «Есть объекты с обязательством провести ремонтные работы, но по весьма гуманной ставке, которая держится долго. Таким образом, аренда перестает быть основной статьей расходов», — отмечает Наталья Лапкина. Впрочем, Ольга Дворянцева, которая открыла свой клуб в помещении, арендованном на городских торгах, считает главным преимущест­вом другое.

«Часто собственники на свободном рынке не хотят заключать договор аренды больше чем на 11 месяцев. После истечения срока они могут повысить ставку или выгнать арендатора, и тогда приходится начинать все заново. Город же предлагает долгосрочную аренду, и это большой плюс. Пусть цена помещения на торгах и не ниже рыночной», — рассказывает она.

Второй важный вопрос — сотрудники. «С кадрами очень сложно», — отмечает командор и основатель Косинского дет­ского морского клуба Михаил Шадрин. При этом, говорит он, профессионала можно выучить; однако важно очертить критерии, которым должен соответствовать человек, чтобы из него получился этот профессионал.

Практически все участники «Конкурент-клуба» согласились с тем, что искать сотрудников надо тщательно, не с помощью бесконечных собеседований — гораздо лучше предложить им провести пробное занятие. Как отмечает Юлия Алексеева, поиск персонала нельзя прекращать вообще никогда. Есть и другой подход.

Например, в дет­ском образовательном центре «Монсики» абсолютное большинство сотрудников проходит обучение по образовательным программам и может вести занятия самостоятельно в случае необходимости.

«Поэтому, когда приходит новый педагог, любой из нынешних сотрудников может оценить его соответствие требованиям», — отмечает руководитель отдела франчайзинга детского образовательного центра «Монсики» Елена Капура.

Итак, клуб открыт и сотрудники найдены, следующий шаг — сделать так, чтобы о вас узнали. Ольга Дворянцева и Анастасия Хурса уверены, что на первом этапе сарафанное радио — один из лучших способов продвижения.

«Приходят первые клиенты, им нравится, они рассказывают другим — это самый эффективный способ», — говорит Анастасия. Также неплохо работают другие традиционные методы продвижения — афиши и печатная продукция у подъездов и на остановках. Софья Тимофеева в свою очередь отмечает, что и детским клубам давно пора двигаться в диджитал.

«Грамотно работать с социальными сетями сейчас мало кто умеет. При этом новое поколение мамочек сидит в чатах и форумах и не обращает внимания на листовки и объявления на информационных щитах», — говорит она.

По мнению Елены Капуры, главное не рекламные методы, а навыки коммуникации. «Реклама не имеет смысла, если вы не умеете общаться с клиентами. Сейчас в тренде искренность», — отмечает Елена.

Ориентир на горизонт

Но даже если все эти проблемы будут решены, это еще не значит, что бизнес будет существовать долго и счастливо.

«Дет­ский клуб не то дело, которое закрывается через год. Чаще всего женщины бьются до упора, однако со временем заканчиваются либо деньги, либо терпение мужа. Это связано с тем, что рынок очень сырой: сфера услуг часто кажется простой, а наша сфера именно бизнес услуг. Тем не менее, это бизнес, и в нем есть определенные законы. И то, что я вижу среди владельцев новых клубов, говорит о том, что они просто не хотят признавать эти законы», — говорит Софья Тимофеева.

Как же избежать закрытия через несколько лет работы? Наталья Пичугова советует: учитесь не только управлять детским клубом — развивайте бизнес-компетенции.

Еще один важный момент отмечает Наталья Лапкина: для того, чтобы оказывать качественные услуги, необходимо иметь цель, миссию.

«Очень бы хотелось, чтобы у каждого клуба была маленькая сверхзадача. Для чего вы открываете свой клуб? Зачем вы это делаете? Если вы будете смотреть на проект, как на своего ребенка, у вас появится цель и горизонт — и тогда количество детских клубов перерастет в качество», — подчеркивает она.

 

x
Login