Надежда Ламанова
15 фактов из жизни кутюрье Императорской семьи
1 Надежда Ламанова родилась в 1861 году в деревне Шутилово под Нижним Новгородом. Окончив гимназию, будущая легенда российской моды переехала в Москву, поступила в школу кройки и шитья Ольги Суворовой, после окончания которой стала «моделистом» в популярном ателье мадам Войткевич, где одевались известные московские красавицы той эпохи.
2 Первые самостоятельные шаги в Москве юная Надя Ламанова сделала благодаря покровительству княжны Александры Стрекаловой и ее дочери Александры Ливен, в благотворительном заведении которых она получила работу. Уже будучи известной портнихой, Надежда Ламанова сама стала попечительницей школы кройки при благотворительном обществе «Московский муравейник», учрежденном Стрекаловой.
3 Свое дело Надежда Ламанова открыла в 24 года. Ее клиентками были не только москвички – изысканные дамы из Санкт-Петербурга специально приезжали в Москву, чтобы обзавестись нарядами «от Ламановой».
Надежда Петровна Ламанова была не только законодательницей модных течений, но и кутюрье, который мог чутко уловить менявшиеся потребности женщины и изящно воплотить их в костюме. В 1904 году она стала поставщиком Двора Ее Императорского Величества. В коллекциях российских музеев хранятся роскошные и элегантные наряды императрицы, сделанные в мастерской Ламановой.
4 В 1898 году Надежда Ламанова получила звание поставщика Двора Ее Императорского Высочества Елизаветы Федоровны, родной сестры императрицы Александры Федоровны, а спустя шесть лет стала поставщиком и самого Двора Ее Императорского Величества.
5 Специальное здание для мастерской Ламановой на Тверском бульваре выстроил лидер русского «модерна» архитектор Никита Лазарев. Сейчас на его месте находится ТАСС. Филиал своего ателье Ламанова открыла и в северной столице.
6 300 мастериц работали в мастерской Ламановой ежедневно. При этом рабочим платили очень неплохо, но и требовали от них высочайшего качества готового продукта.
7 1000 рублей в день приносила мастерская Ламановй. В год ее оборот достигал 300 тыс. рублей.
8 Надежда Ламанова не умела рисовать и практически не делала эскизов. Модели она создавала прямо по фигуре клиентки с помощью «наколки» – муляжного приема конструирования и… вдохновения.
9 «Шаляпин в своем деле» – так говорил о Ламановой один из основателей МХАТ Константин Сергеевич Станиславский, пригласивший ее работать с театром. С ним она сотрудничала до конца своей жизни. Но для этого ей пришлось просить разрешение у членов императорской семьи. Она его получила после успеха спектакля «Вишневый Сад» в МХТ – ее костюмы понравились публике.
10 Французский художник-модельер и «король моды» Пол Пуаре устраивал в доме Ламановой показы и читал лекции о моде.
11 «Очередь на Серова» существовала и сто лет назад – каждая богатая женщина мечтала заказать свой портрет модному живописцу, причем высшим шиком считалось позировать у него в платье от Ламановой. Позировала Серову и сама Ламанова, но в самом скромном «офисном» наряде. Портрет остался незаконченным из‑за внезапной смерти художника.
12 После вступления России в Первую мировую войну в 1914 году Надежда Петровна часть помещений своего четырехэтажного особняка на Тверском отдала под госпиталь для раненых.
13 После революции Надежда Петровна организовала «Мастерскую современного костюма», работала инструктором по художественной промышленности, разрабатывала учебные программы, писала статьи по теории костюма и продолжала шить. В 1922 году стала членом Академии Художественных наук.
14 Платья из мешковины и бусы из хлебного мякиша Ламановой завоевали Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1925 году и получили высокую оценку лично Ле Корбюзье. Стиль «а-ля рюс» стал чрезвычайно моден в Европе.
15 Костюмы Ламановой можно увидеть в таких знаменитых советских фильмах как «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк» и «Александр Невский».
Бесплатные лекции – на ВДНХ в павильоне «Умный город».
Актуальное расписание мероприятий на сайте
www.mos-tender.com/historical
Материал подготовлен при содействии Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей