На взгляд заказчика
6 ошибок, которые чаще всего совершают поставщики с точки зрения эксперта
Светлана Аппба — руководитель отдела методологической работы электронной площадки «Национальная электронная площадка» — знает о закупках если не все, то, по крайней мере, имеет всесторонний опыт работы в этой сфере. Сегодня она работает в основном с заказчиками, и тем интереснее ей показалась идея рассказать поставщикам о «подводных камнях» закупок и о самых распространенных ошибках участников торгов.
1. Ошибки при заполнении «Формы 2» |
«Форма 2» — это часть заявки, в которой участник торгов описывает характеристики товара или услуги. Позже заказчики сравнивают предоставленные данные со своим техническим заданием и определяют, подходит ли им ваша продукция. Как отмечает Светлана, неправильное заполнение «Формы 2» — это самая часто встречающаяся ошибка. Причем, не всегда она происходит по вине поставщика.
— Когда заказчик размещает закупку, он должен предоставить техническое задание, описание закупки — характеристики того, что ему нужно. Есть закупки достаточно лаконичные, у которых небольшое ТЗ, но иногда оно растягивается на 50, 100 страниц. Заказчики играют с понятиями «не менее», «не более», «должно быть».
В таких случаях, отмечает эксперт, человеческий фактор всегда дает о себе знать. «Заказчик видит несоответствие в одной строчке — и все, это основание для отклонения», — подчеркивает Светлана Аппба.
Что делать: внимательно читать ТЗ и воспользоваться правом на разъяснение, если что‑то непонятно. Если инструкции нет, попробовать ее запросить.
2. Ошибки при предоставлении обеспечения |
По общим правилам, обеспечение контракта может проходить двумя способами: либо внесение денежных средств, либо банковская гарантия.
— Неправильная сумма обеспечения в случае демпинга. «Например, участник увидел одну сумму обеспечения в документации, но во время торгов произошел демпинг. Если цена снижается на 25 процентов и более, сумма обеспечения вырастает в 1,5 раза. Участник закупки, допустим, забыл о том, что нужно увеличить обеспечение. При этом в документации обеспечение таким же и останется — увеличится оно уже в проекте контракта. Участник посмотрел в документацию, отправил сумму на счет», — рассказывает Светлана. Участники торгов часто забывают о том, что снижение цены имело место, отмечает эксперт, однако за небрежность в таких вопросах можно поплатиться контрактом: в случае непредоставления верной суммы заказчик будет обязан отказаться от него.
Что делать: не терять бдительности, проверять, какая сумма обеспечения указана в проекте контракта, не забывать об антидемпинговых мерах.
3. Ошибки при отправке обеспечения |
Отправление обеспечения не тому получателю. Согласно правилам, обеспечение заявки должно отправляться на счет оператора площадки, а обеспечение исполнения контракта — на счет заказчика.
— Некоторые до сих пор путают и отправляют обеспечение исполнения контракта на счет площадки. Естественно, платеж ушел — и все. Отозвать его, конечно, можно, проблема только в сроках. Поставщики часто все делают в последний день.
Что делать: Необходимо внимательно писать назначение платежа и не оставлять «Назначение платежа» пустым.
4. Предоставление недостоверных сведений |
Это серьезное нарушение, которое может завершиться для вас попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года — независимо от того, специально это было сделано или нет.
— Участник может просто не знать, что он перестал соответствовать каким‑то единым требованиям. Он подает сведения, декларируя, что он соответствует им, а потом выясняется, что это не так. Другая история, когда данные предоставляются намеренно. Например, был случай, когда закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства (СМП), то есть она была с ограничением. Вышли два участника, один из которых был малым предпринимателем, другой — средним. Может, он перепутал закон, или исказил информацию. Естественно, второй участник обратился с жалобой в ФАС, предоставив сведения из открытого реестра. У заказчика нет обязанности проверять, но, цитируя ФАС, он «не лишен права проверить сведения, содержащиеся в декларации».
Что делать: проверять, соответствуете ли вы требованиям, а если есть соблазн предоставить недостоверные сведения — отказаться от этой идеи. Помните, если данные не проверил заказчик, их может проверить другой участник закупок.
5. Чрезмерный азарт |
Иногда, отмечает Светлана, участников закупки часто начинает «нести», и в погоне за контрактом можно попасть в очень нехорошую ситуацию. Случается, что поставщиков специально провоцируют на демпинг, и чрезмерный азарт может привести к невыгодному контракту.
— Иногда на закупку заходит участник из реестра недобросовестных поставщиков, который хочет кому‑то мстить и намеренно демпингует цену — роняет ее «в ноль». Другие участники закупки вслед за ним начинают снижаться, шаг, два, три — побеждает недобросовестный поставщик, во второй части его исключают, и следующий за ним участник становится победителем. И в этот момент человек понимает, что предложенная цена его совершенно не устраивает, и начинаются разговоры с заказчиком.
Что делать: рассчитывать свой денежный порог — необходимо знать, какая цена будет вас устраивать как поставщика. Не поддаваться азарту и провокациям.
6. Раскрытие персональных данных в электронных процедурах |
Запрет на раскрытие личных данных всегда подразумевался, однако только сейчас он официально распространился на электронные процедуры. Участники закупок не должны раскрывать персональные данные о цене или о себе в первой части заявки. Конечно, это может произойти случайно, но это не будет иметь значения.
— Если в первой части заявки участник — намеренно или ненамеренно — вставляет фирменный бланк или печать, оставляет номер телефона и т.д, заказчик обязан участника отклонить.
Что делать: необходимо внимательно проверять, чтобы используемые бланки или печати не содержали никакой личной информации.