«Мы оборудовали очаг, в который предприниматели сами подбрасывают дрова»
Вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Мохте рассказал о нюансах работы гильдий МТПП за МКАД
Владимир Мохте из плеяды «молодых управленцев», летом ему исполнился 31 год. В апреле он занял пост вице-президента Союза «Московская торгово-промышленная палата».
– Каким был ваш путь в МТПП?
– Я много лет работал в Молодежной палате при Московской городской Думе. Это своеобразный прообраз депутатской деятельности. Всего в столице 146 районов, в каждом работает Молодежная районная палата. Самые активные ребята из районных палат попадают в Молодежную палату при МГД – консультативно-совещательный орган с участием молодых политиков. Деятельность думы тесно переплетена с работой МТПП. Палата взаимодействует с комитетами и депутатскими группами, вместе с депутатами рассматриваем законопроекты, проводим круглые столы. Во всех этих мероприятиях участвует и Молодежная палата, которой я руководил с 2016 года. Часть проектов мы реализовывали в партнерстве с Владимиром Платоновым. Когда закончился срок моих полномочий, Владимир Михайлович, зная, что я из бизнеса, пригласил поработать в МТПП.
– Вы родом из Зеленограда, возглавляете местное подразделение. С этого начиналась деятельность в МТПП?
– Да, я получил предложение возглавить это подразделение. Попробовал, понравилось. Мы постоянно росли – как по денежным показателям, так и по количественным. Далее последовало логичное предложение заняться остальными московскими территориями за МКАД. Организационно подразделения Зеленограда и ТиНАО отличаются от столичных. Мы активно заходим на эту территорию: создали там деловой клуб, знакомимся с местными предпринимателями, приглашаем вступить в МТПП.
– В итоге Зеленоград дал старт одной из самых многочисленных на сегодняшний день гильдий МТПП.
– Да, это Гильдия предприятий высоких технологий и инноваций. Она родилась в Зеленограде, там развивалась. Учитывая статус города, это логично. Но сейчас большинство ее членов из Москвы. За счет Новой Москвы очень выросла Гильдия по развитию предпринимательства в сфере здравоохранения и медицинской индустрии, созданная также в Зеленограде. Она тоже очень активная. Так получилось, что государство никогда не всматривалось в частную медицину, она развивалась самостоятельно. Когда мы знакомились с местными медцентрами, казалось, что они откажутся контактировать друг с другом, так как это конкуренты, и больших ставок на эту гильдию не делали. Но медики с интересом стали взаимодействовать. У каждого оказалась своя специализация, центры стали обмениваться «непрофильными» клиентами с коллегами, кто ведет эту проблему. В гильдии состоит 20 производителей медицинского оборудования. Они активно контактируют с клиниками. Уже получается маркетплейс. Совместно они придумали замечательную акцию по бесплатной диагностике сахарного диабета – к акции подключилось семь центров, входящих в гильдию. Проверили порядка 300 пациентов. Все это произошло на базе частных медцентров, абсолютно бесплатно. Так предприниматели показали, что «частная медицина – это не 1001 способ отъема денег у населения», это в первую очередь про здоровье. К гильдии присоединились и фитнес-центры, поскольку вышел новый закон, по которому фитнес-центры, желающие создать у себя медкабинеты, должны получить лицензию. Как это сделать – консультируют коллеги из клиник… Сегодня жизнь в гильдии буквально бьет ключом! Получилось, что мы оборудовали место для «очага», а дальше сами предприниматели уже начали подбрасывать туда дрова, создавая какие‑то площадки для общения, организовывая встречи, консультируя друг друга. Мы всегда готовы помочь и поддержать интересные инициативы, но как деловое самостоятельное сообщество гильдия состоялась.
– Расскажите про инициативу Зеленоградского отделения МТПП по краткосрочной аренде офисов по типу каршеринга.
– Мы назвали этот проект «Смарт-офис», то есть «умный» офис. Бизнесменам он экономит арендные платежи, а владельцы помещений, наоборот, получают дополнительную прибыль, вводя новые услуги. Планируется открывать смарт-офисы на базе существующих коворкингов, модернизируя их, расширяя перечень услуг. Но есть организационные и юридические сложности. У владельцев коворкингов мало компетенций и навыков для развития горизонтальных связей между предпринимателями. У них нет базы стартапов, они не видят их сегментацию, не понимают, какие специалисты преобладают в округе. Нужен некий опыт в деловом ивенте. Все это требует дополнительных средств.
ФАКТ
20
производителей медицинского оборудования
состоит в Гильдии по развитию предпринимательства в сфере здравоохранения и медицинской индустрии.
Они активно контактируют с клиниками.
– Ваш родной Зеленоград часто называют отечественной Кремниевой долиной. Множество предприятий города связаны с инновациями, технологиями, медициной, и местный бизнес заточен на эти отрасли. А какой формат работы сложился с Новой Москвой? Каковы особенности бизнеса в ТиНАО?
– Там было много необжитых территорий, которые сейчас активно застраиваются. Развивается бизнес мелких бытовых услуг. Из-за отдаленности люди не всегда готовы тратить по полчаса на дорогу до Москвы. Поэтому мы сами проводим там много выездных семинаров. Люди с большим удовольствием приходят на эти мероприятия, получают новые практические знания. А Зеленоград, можно сказать, избалован вниманием и мерами поддержки. Все те механизмы для «старой» Москвы, что есть у МТПП, там активно работают. В Зеленограде отделение МТПП существует с 2000 года, а в Новой Москве мы все создаем с нуля. Методом проб и ошибок. Осваивая новые территории, я обнаружил, что там работает много людей, знакомых мне еще по Молодежному парламенту. Это помогает наладить коммуникации.
– У Зеленограда и ТиНАО есть территориальные особенности, влияющие на работу бизнеса?
– Зеленоград – маленький город, где 250 тысяч жителей и все друг друга знают. Там есть преемственность и тесная дружба со школы, которая потом переходит в рабочие связи. В Новой Москве число жителей сопоставимое, но там нет компактного проживания и тесных деловых связей между жителями. Но есть заинтересованность в снижении трудовой миграции: сейчас там открывается первый вуз, и он коммерческой направленности – «Университет кооперации», с акцентом на менеджмент. Идет расчет на то, что студенты, кто там учится, останутся работать на территории. Сейчас думаем, как создать там центр притяжения.
– До присоединения к Москве местные активные бизнесмены входили в областную торгово-промышленную палату. Со сменой статуса территорий они перешли в МТПП автоматически?
– Областная палата не потеряла легитимности и по‑прежнему работает. Часть ее членов написала заявление на вступление в МТПП, большинство теперь состоит в обеих палатах. У нас тесные отношения с областной палатой, несколько раз в год проводим совместные мероприятия. Есть нюансы, когда де-юре московские предприятия выводят часть мощностей за МКАД. Мы совместно с областной палатой помогаем консультациями.
– Есть ли в предпринимательском сообществе Новой Москвы какие‑то особенности?
– Как это ни странно, в Новой Москве огромными темпами растет бьюти-индустрия. Палата превратилась там в своеобразный офлайновый маркетплейс, площадку для знакомства локальных предпринимателей. В Новой Москве есть даже Женский деловой клуб. Повестку для встреч мы для них не придумываем, они ее заявляют сами. Наша задача – оповестить желающих встретиться и найти бесплатную площадку. На этих встречах дамы обмениваются опытом и рассказывают про ошибки. А они у большинства на старте одинаковые. Например, многие до сих пор не разобрались в тонкостях введения онлайн-касс, в нюансах отчетности.
– У предпринимателей кроме этого есть еще одна вечная болевая точка – отношения с налоговыми органами.
– В коридорах власти предприниматель тушуется – чиновников бизнес побаивается. А когда бизнесмен идет на встречу с чиновником ощущая поддержку МТПП, то он расправляет плечи, чувствует себя партнером, а не просителем. Наши резиденты рассказывают свою точку зрения на проблему, а мы уже доносим ее до чиновников. В частности, до налоговой инспекции.
– До прихода в МТПП вы вели свой бизнес?
– Да, я запустил его в 17 лет. К сожалению, когда я начинал, то не знал про существование МТПП, не было столько образовательных программ, не было фокуса на главных проблемах. Приходилось набивать свои шишки, искать коллег со схожей специализацией. Это научило проектности – сперва планируешь, потом раскладываешь по временной шкале, распределяешь зоны ответственности и уже затем приступаешь к реализации. После опыта организации своего бизнеса организация мероприятий для МТПП – это уже просто отработка своих компетенций. Считаю, что через опыт своего бизнеса должен пройти каждый. Пусть ты прогоришь, но это тот самый опыт, благодаря которому потом будешь расти и совершенствоваться.
– Но этот совет расходится с рекомендациями карьерных консультаций, которые рекомендуют начинать профессиональную деятельность в корпорациях.
– Такой опыт у меня тоже есть. Но уже после старта своего дела. Я работал в Procter & Gamble, отвечал за реализацию крупного маркетингового проекта. Совмещал свой бизнес, учебу и работу в корпорации. Свой бизнес оказался интереснее. В тот момент у меня был довольно стандартный бизнес из сферы дистрибьюции – я покупал корейские и немецкие товары повседневного спроса, отправлял дальше по стране. Бизнес работает и сейчас. Там все довольно стандартно – популярные логистические решения, четкая схема планирования, понятная траектория развития. Я остаюсь там учредителем, схема работает уже без меня, там порядка 35 человек, а все мое основное время поглощает работа в МТПП.
ИДЕЯ
Зеленоградское отделение МТПП выступило с инициативой поменять ситуацию на рынке офисных площадей – вместо постоянной аренды стартапы могли бы брать помещения в краткосрочную и получать полный комплекс услуг по поддержке и развитию бизнеса.
– Где вы учились?
– У меня два образования – экономическое и юридическое. Первое, как водится, настоятельно порекомендовали родители, выбрав главный вуз страны – МГУ. Я не особенно сопротивлялся. Поступил, отучился. И доволен. Очень-очень доволен! Ибо получил хорошую базу. А в ходе работы я понял, что мне не хватает знания юридических тонкостей, а по каждому вопросу к юристу не обратишься. Я также выбрал МГУ, поступил на вечернее отделение юрфака и три года отучился – ежедневно, с шести до десяти.
– Это необходимость получения второго образования подтолкнула вас к идее открыть курсы профориентации?
– Первые курсы профориентации мы провели еще в Молодежной палате МГД. В МТПП стал заниматься этим более предметно. На курсы в разное время пришло более 600 школьников. Есть отложенные трудовые договора, прошло 12 программ, включающих обучение на предприятиях. В какой‑то момент курс стал настолько популярным, что ввели конкурсный отбор. Потом запустили свою программу в «Технограде» на ВДНХ, обучали ребят азам сборки микросхем. Везде преподают профессионалы своего дела, мы при всем желании рассказать про микроэлектронику не сможем. Искали по своим каналам экспертов, они приезжали на лекции на ВДНХ. Аналогичную программу планируем запустить в Новой Москве. Я вижу в этом перспективу. Если бы со мной в девятом классе кто‑то серьезно и интересно поговорил о нюансах профессии, я бы избежал многих ошибок. Недавно, например, приглашали нотариуса. Раньше для многих ребят это был пустой звук, дети не понимали, кто это и чем он занимается. А после предметной встречи несколько ребят сказали, что пойдут на юридический. Мы решили, что спикеры у нас будут моложе тридцати – чтобы у подростков не было ощущения, что их опять взрослые поучают. В отношении двадцатипятилетнего эксперта у подростка нет протестного настроения, он его воспринимает как старшего товарища.
– Получается, что, если бы у вас на старте был бизнес-ментор, ваша предпринимательская история развивалась бы по другому сценарию?
– Наверняка. При запуске сервиса по регулярной доставке лезвий для бритья по подписке – это очень популярный в Европе формат – нашей командой были сделаны просчеты в бизнес-модели. Мы получили грант на развитие этого проекта от Фонда развития интернет инициатив. Это был сложный, но очень интересный опыт привлечения венчурных инвестиций для стартапа. Кстати, я бы выделил стартапы в отдельную отрасль. Есть малый бизнес, есть средний, есть крупный, а есть стартап. Этот организм живет по своим канонам. Он не гонится за прибылью как таковой, ему важны темпы роста… Спустя время выяснилось, что подобный бизнес в нашей стране нерентабелен: в Америке себестоимость доставки комплекта лезвий порядка 60 центов, у нас – выше пяти долларов, в зависимости от расстояния. Стартап до сих пор работает, но он на самоокупаемости – прибыль еще ни разу не распределяли, все уходит на текущие расходы. Этот бизнес я строил с друзьями. А первое дело мы открывали с папой. Папина поддержка помогает, я делегировал ему часть полномочий, когда начал работать в МТПП. Он за штурвалом в будни днем, я по вечерам и в выходные. Кстати, я не припомню, когда я проводил выходные в формате «ничего не делаю». Я обязательно иду в эти дни в офис, благо он в Зеленограде, где все рядом.