Кокошники пошли по миру
Дизайнер из Калининграда продает за рубеж головные уборы «Русская корона»
Чемпионат мира по футболу открыл Россию для иностранцев, многие из них впервые приехали в нашу страну. А вместе с тем резко вырос интерес и ко всему исконно русскому, национальному — начиная от борща и матрешек, заканчивая расшитыми вручную платками.
Благодаря трем колоритным болельщикам, прогремевшим на весь интернет, обратили внимание и на кокошники. На волне хайпа о старинном русском головном уборе снова заговорили. И оказалось, что кокошники в стране делают десятки, если не сотни мастеров. А некоторые даже успешно реализуют их за границей: дизайнер Елена Данилова из Калининграда уже почти два года продает кокошники под маркой «Русская корона» по всему миру.
60 моделей в линейке «Русской короны», стоимостью от 550 до 35 тысяч рублей
Дороже всего — с янтарем
Несколько лет назад Елена увидела на показе одного из популярных российских дизайнеров кокошник: непривычный современному глазу головной убор ей так понравился, что решила заказать себе. Примерила, вышла на улицу — и почувствовала себя королевой.
Экономист по образованию, она работала в разных компаниях, но всегда хотела открыть что‑то свое. Кокошник показался отличной идеей: женщина решила закупать дорогие модели в России и сдавать в прокат на свадьбы, дни рождения и другие мероприятия.
Реакция мужчин на кокошники невероятная — на улицах головы сворачивают, а в транспорте обязательно уступят место, откроют дверь!», — Елена Данилова
Идея не пошла, да и качеством продукции Елена осталась недовольна.
— Но желание возродить традицию старинного головного убора осталось, и тогда я решила делать кокошники сама. Изучила все, что нашла в интернете, стала пробовать. Поскольку изначально не хотела привлекать инвесторов, брать кредиты, то работала сама, шить помогала подруга — она в этом профессионал, — вспоминает Елена.
Она стала продавать первые модели через соцсети, а через несколько месяцев открыла стационарный магазин.
— И это было ошибкой: люди не понимали, что это такое, приходилось постоянно объяснять. Все, что зарабатывала через соцсети, сжирала аренда торговой площадки. В общем, примерно через полгода магазин я закрыла и стала развивать интернет-продажи, — делится опытом предпринимательница.
Бизнес стал расти: помог запуск своего сайта и расширение линейки.
— Сначала делала только дорогие модели — расшитые хрусталем и камнями. Но потом ввела простые, тканевые — такие кокошники можно носить как ободки каждый день: красиво и на голове его совсем не чувствуешь, — рассуждает предприниматель. — Сейчас в линейке около 60 моделей стоимостью от 550 до 35 тысяч рублей (самые дорогие расшиты янтарем). Но в основном, конечно, товар не дешевый — ручной труд таким быть не может. На то, чтобы расшить один кокошник, у мастера уходит несколько дней работы, — рассказывает Елена.
Посылка из России
Перед прошлым новым годом Елена продала около двух сотен кокошников — для ручного производства цифра серьезная. Из квартиры (а поначалу Елена создавала все дома) «Русская корона» переехала в мастерскую, появилось трое наемных работников.
— Новой ступенью стал выход на иностранный рынок: через соцсети и сайт «Ярмарка мастеров» кокошники покупали в основном люди из других регионов России и русские, которые живут за границей. Когда я вышла на платформу Etsy, продажи пошли по всему миру. Первая посылка (а отправляю я все «Почтой России») ушла на Филиппины, теперь же среди клиентов разные страны Европы, Америка, Австралия.
Кокошник в коллекцию
Появились и постоянные покупатели: так, одна женщина из Мурманска не пропускает ни одной новой модели — в ее коллекции набралось уже 30 кокошников из Калининграда.
— На заказ кокошники не делаю, и это принципиально: у меня есть свое видение и, если оно нравится, человек покупает. Могу сделать повтор модели, но, конечно, не точную копию — в ручной работе это невозможно, — объясняет Елена.
Дизайнер планирует расширять производство, выходить на новые рынки.
— Хочу, чтобы женщины позволили себе быть королевами. Реакция мужчин на кокошники невероятная — на улицах головы сворачивают, а в транспорте обязательно уступят место, откроют дверь! Повседневный вариант просто украшает, позволяет создавать разные прически, а выходные модели отлично подходят для торжеств. Верю, что у этого головного убора большое будущее, — считает Елена.