Кассы, которые всегда онлайн
Какие бонусы может принести малому бизнесу реформа по 54‑ФЗ
Обелить доходы отечественного бизнеса российские власти решили с помощью кассовой реформы. Соответствующие поправки были внесены в 54‑ФЗ, согласно которым к июлю еще прошлого года все крупные предприятия должны были перейти на онлайн-кассы. А к уже июлю нынешнему обзавестись новой ККТ полагалось индивидуальным предпринимателям из розничной торговли и общественного питания. Итоги этой, «второй волны» реформы и перспективы «третьей», завершающейся летом следующего года, обсудили эксперты и участники рынка в ходе круглого стола, организованного газетой «Малый бизнес».
Сегодня, по информации Алексея Ефремова, заместителя начальника отдела контроля госрегулируемых видов деятельности УФНС России по Москве, на учет в налоговых органах уже поставлено свыше 2,2 млн онлайн-касс. При этом, по оценке экспертов, как минимум 25‑30 процентов предпринимателей остались еще «за бортом» реформы. По различным причинам.
А вот факторы, которые побудили обзавестись новыми кассами, привел Антон Никеров, директор по работе с ключевыми клиентами «Эвотор». Основные, по его словам, — это возможность получения налогового вычета и принятие в июле этого года 192‑ФЗ о чеках. Многие же, из числа тех, кто мог бы ждать еще год, приобрели онлайн-технику заранее, чтобы «потренироваться».
Марат Шихов, территориальный менеджер ООО «АТМ АЛЬЯНС», отметил еще одну главную тенденцию — малый бизнес переходит на оплату с наличных на онлайн-платежи и все активнее устанавливает терминалы для таких расчетов.
И «кнут», и «пряник»
Хотя кто‑то, не исключено, приобрел онлайн-кассу просто впрок — таким рачительным хозяевам Антон Толстокоров, руководитель направления «Фискальные регистраторы» ГК «ШТРИХ-М», напомнил, что важно не загодя приобрести технику, а своевременно зарегистрировать ее. Иначе она простоит мертвым грузом и никакой бонус, точнее, «пряник», за нее владельцу не светит. «Пряником» образно Руслан Иванов, руководитель клиентского блока «Платформа ОФД» называл те самые налоговые вычеты, предусмотренные за приобретение ККТ. Ну а для остальных должен быть предусмотрен и «кнут» — иначе бизнес, приученный к отсрочкам, будет тянуть до последнего.
Но тут, как уверена Светлана Романова, руководитель по управлению каналов продаж корпоративным клиентам «МегаФона», никакие меры не ускорят процесс: все дело в психологии самих предпринимателей — есть, судя по опыту ее компании, прогрессивный бизнес, а есть — консервативный. Одни быстро реагируют на технологические новшества, принимая их буквально на «ура», другие будут сопротивляться до последнего. Причем, даже не смотря на упрощенные решения разработчиков и очевидную выгоду.
300 сервисов
А вот то, какую выгоду приносят онлайн-кассы, как они могут повысить выручку предприятия и безопасность самого бизнеса, участники круглого стола обсуждали довольно бурно и с повышенным интересом. Новая ККТ, по словам Толстокорова, несет бизнесу только плюс — повышает его прозрачность и управляемость, причем, в первую очередь для самого владельца бизнеса.
Тем более, что онлайн-кассы можно легко подключить к современным облачным сервисам для автоматизации торговли — добавляет Дмитрий Цигуро, руководитель направления ККТ фирмы «1С». Предприниматели смогут управлять работой торговых точек через Интернет, вести товарный учет, получать отчеты о работе магазинов и решать другие ежедневные задачи.
Помимо этого, сегодня через онлайн-кассы доступно до 300 различных сервисов и возможностей кастомизации, рассказал Алексей Слепков, исполнительный директор «е-ОФД». К примеру, сейчас и службу охраны можно вызвать через этот аппарат. А в будущем с помощью онлайн-касс можно будет даже кредитоваться — такой пилотный проект уже тестируют три российских банка. Еще одна новая история для рынка — аренда онлай-касс. Также эта техника поможет запустить программы лояльности, хотя это — привилегия тех, кто работает в больших городах. Но в первую очередь, как отметил руководитель «е-ОФД», «необходимо сделать настройку касс более простой и понятной для пользователя, далекого от техники, чтобы настроить кассу было также легко, как новый смартфон».
Оперативный простор
В целом, как отметил Антон Гаврилов, руководитель отдела продаж компании «Первый ОФД», предприниматели получили «прекрасные инструменты, с помощью которых можно детально и подробно видеть свой бизнес, в том числе и в режиме онлайн».
«Стоит отметить, что такой функционал доступен как для небольших, так и для сверхкрупных компаний. Аналитика и статистика в личном кабинете, специальные отчеты, построенные на больших данных, мобильные приложения — все это дает фантастические возможности для бизнеса. Начиная с вывода нового продукта на рынок страны и планирования федеральных маркетинговых кампаний до мониторинга рабочего состояния своего небольшого парка кассовой техники и простой отчетности перед ФНС», — сказал Гаврилов. Он также добавил, что все это позволяет сократить издержки на рекламу, оптимизировать логистические цепочки, держать свой бизнес в актуальном состоянии, а также дает еще много «нужных бизнесу возможностей и оперативного простора для управленческих решений».
«Активно появляются новые технологические сервисы, которые работают не только на базе фискальных данных, а обогащены массивом информации из других источников (Big Data), — дополнил Руслан Иванов из компании «Платформа ОФД». — Например, это сервисы для предпринимателя, позволяющие экономить при аренде точки в торговом центре, открывать кафе в нужном месте с высоким спросом, анализировать в онлайн-режиме эффективность ассортимента в магазине».
«Скупой платит дважды»
Впрочем, пользоваться всеми этими благами или нет — вопрос желания самого предпринимателя. Рынок сегодня обеспечен всем, технологии отработаны, а стоимость касс снижена в разы. Но даже для тех, кто желает сэкономить, есть широчайший выбор — в стране, по словам Константина Шитикова, гендиректора проекта «Чек-Онлайн», насчитывается более 40 производителей онлайн-касс, и модельный ряд выпускаемой ими кассовой техники постоянно пополняется.
И если в начале «первой волны» официально насчитывалось не более сорока ее разновидностей, то уже в сентябре 2018‑го в реестр ФНС включено уже 149 единиц ККТ. И большая их часть — это именно что дешевые «автономки», которые многие приобретают лишь для формального соответствия 54‑ФЗ.
Но, как напомнил Константин Шитиков, «скупой платит дважды» — новые поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие с 1 января 2019 года повышение НДС до 20 %, потребуют срочной модернизации техники, а «прошивка подобного оборудования за редким исключением обновляется лишь вручную». Для тех же, кто сразу приобрел смарт-терминалы с широким функционалом, НДС-апдейт сделают автоматически и дистанционно.
Что же остается делать тем, кто не попал во «вторую волну»? В этом участники единогласны — не страдать «студенческим синдромом», откладывая все на последний момент. Даже июнь 2019‑го — это уже слишком крайний срок.
Дмитрий Цигуро порекомендовал предпринимателям «третьей волны 54‑ФЗ» учесть ошибки тех, кто перешел на онлайн-кассы в 2017 и 2018 годах. А именно — выбирать решение для автоматизации, исходя из бизнес-задач и функциональности ККТ, а не гнаться за низкой стоимостью.
Особенно это важно для тех, кто торгует маркированными и подакцизными товарами, данные о которых нужно передавать в госинформсистемы, а это значит, что и касса, и программное обеспечение должны не просто соответствовать требованиям законодательства, но и уметь быстро адаптироваться под новые изменения.
А уже в июле, напомнил Дмитрий Погожев, директор по правовым вопросам оператора фискальных данных OFD.ru, уже все предприниматели, кроме освобожденных категорий, должны будут перейти на онлайн-кассы. Тем, кто не успеет или не захочет, можно гарантированно ожидать визитов налоговиков.
Всего же, по предварительным оценкам, после «третьей волны» кассовой реформы парк ККТ должен прирасти почти 1,2 млн онлайн-касс. Так что еще одна из причин поторопиться — это как раз нежелание занимать место в конце такой очереди.
Преимущества онлайн-кассы
Сокращение расходов на обслуживание контрольно-кассовых машин, поскольку в новой редакции 54‑ФЗ нет понятия ЦТО (Центр технического обслуживания) и нет обязательства заключать с ними договор
Не нужно сдавать Z-отчеты
Онлайн-регистрация кассы (не надо посещать для этого Федеральную налоговую службу)
Экономия на контрольно-кассовой технике — для онлайн-кассы можно использовать планшет и даже мобильный телефон
Сокращение налоговых проверок: если розничная точка регулярно отправляет достоверную информацию о торговых операциях, то представители ФНС с проверкой не приедут