Как защитить товарный знак
Что такое товарный знак и зачем он нужен бизнесу
Защита интеллектуальной собственности в обществе со свободным доступом к информации актуальна как никогда. О том, что такое товарный знак и зачем он нужен бизнесу, слушателям лектория «Малого бизнеса» рассказала эксперт отдела товарных знаков PATENTUS, потомственный патентный поверенный Анна Атякшина.
Защита слова
«Людям очень хочется выделить себя из всего массива товаров и услуг. Для этого предназначены объекты индивидуализации, куда и входят товарные знаки. Мы маркируем тот товар или услугу, который хотим выделить из всех примерно таких же — и показать, насколько мы удобны и перспективны», — отмечает Анна.
Разновидностей товарных знаков великое множество: изобразительные, словесные, трехмерные и т. д. Прежде чем решить, какой нужен именно вам, стоит определить, что вы хотите защищать. Грубо говоря, товарный знак — это то, что входит в ваше обозначение, чем вы помечаете свои товары.
Три самые распространенные категории: изобразительные, словесные и комбинированные товарные знаки. У каждого из них свои особенности защиты.
«Например, если у вас зарегистрирован товарный знак на русское написание названия, а у кого‑то другого — на транслите, можно свободно предъявлять ему претензии. Если же кто‑то перевел ваше название на английский язык, это уже не может считаться нарушением», — рассказывает эксперт. Из этих трех категорий наиболее ценен комбинированный товарный знак, который защищает и словесные элементы, и изобразительные. По отдельности и вместе.
В целом, разновидность товарного знака будет зависеть от объекта защиты. Необычную форму упаковки защитит трехмерный товарный знак, а звучащую в кафе мелодию — звуковой. Главное решить, какой элемент определяет индивидуальность вашего бизнеса. А после этого начинается самое сложное — процесс регистрации.
Интеллектуальная собственность — это все, что создано нашим мышлением и сознанием», — отмечает Анна Атякшина.
Поспешить, но не поторопиться
Многие люди торопятся зарегистрировать товарный знак, еще не имея цельной концепции его использования в будущем. Анна считает такой подход верным: если у вас «родился» действительно оригинальный логотип или название, стоит подать заявку на регистрацию сразу.
«Я считаю, что если идея оригинальная, заявку надо подавать в том виде, который у вас есть. Если в ближайший год у вас сформируется определенная концепция использования знака, подайте новую заявку. 99,9 %, что вы получите эту регистрацию», — отмечает Анна Атякшина.
Но этот подход работает не всегда. В частности, известно, что в России товарные знаки регистрируют только индивидуальным предпринимателям или организациям. Если процесс регистрации ИП еще не завершен, торопиться с подачей заявки не стоит: об этом могут узнать в Роспатенте, и тогда регистрацию знака аннулируют.
Дьявол в деталях
По словам эксперта, как процедура подача заявки — процесс не очень сложный. Вся необходимая информация и бланки есть на сайте Роспатента. Тем не менее, эта процедура переполнена множеством мелких деталей и подводных камней на всех этапах — от заполнения документов до экспертизы.
«Какой бы очевидной и легкой не казалась процедура подачи заявки, она достаточно витиеватая. Обращайтесь к специалистам, четко определяйте область использования вашего знака сейчас, охватывайте перспективу на ближайшие 3‑5 лет. Сядьте и подумайте — а потом двигайтесь вперед», — советует Анна.