Close

01.05.2019

Как совершить революцию в ритейле, делая все не так

Об этом компания «ВкусВилл» рассказывает в своей книге

Книга «ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая все не так», уже три месяца как бестселлер у московских управленцев. Сама же компания растет удивительными темпами. В сентябре 2016 года, когда мы брали интервью у основателя компании Андрея Кривенко, в офисе в Строгино на информационной доске у лифта значилась цифра 264. Столько «ВкусВиллов» тогда было в стране, один из них – в Обнинске.

На интервью Кривенко, фактически клялся, что супермаркеты будут масштабироваться в пределах столицы и за МКАД больше не пойдут. Ибо очень непросто строить IT-магазины за пределами Москвы (магазины этой сети управляются искусственным интеллектом). Но «никогда не говори никогда» – в новый год компания перешагнула, управляя более семьюстами магазинов. И не только в Москве, но и в Калуге, Туле, Смоленске, Рязани, Ярославле, Петербурге, Липецке, Казани. Книга не только про то, что «да, мы боги ритейла, сейчас расскажем вам про наш успех».

Конечно, компании есть чем гордиться. Но и о промахах в книге рассказывается предельно честно. Мы читали книгу с особым интересом – ее написал бывший сотрудник нашей редакции Евгений Щепин – и публикуем пять самых любопытных, на наш взгляд, правил успеха «ВкусВилла».

1. Очередной внутренний кризис научил нас: работать нужно, ориентируясь на здравый смысл, а не на показатели. По этой причине у нас нет и никогда не будет KPI и любых других численных оценок эффективности сотрудников.

Именно тогда мы начали активно вспоминать статью Гэри Хэмела «Сначала увольте начальников». Идея построить компанию без руководителей, не отпускала. Дальше были Лапу с книжкой «Открывая организации будущего» и Талеб с «Антихрупкостью».

2. Мы отказались от всего, что присуще корпорациям, и ни разу об этом не пожалели. Интересы людей гораздо важнее любых надуманных офисных стандартов.

Во «ВкусВилле» нет штрафов, потому что неправильный сотрудник – как нога с гангреной. Ее нужно отрезать, а не лечить обезболивающей на пару часов таблеткой. Если сотрудник совершил проступок по злому умыслу, наставить его на путь истинный с помощью штрафа не получится. Штраф – это признак слабого руководителя и слабой компании.

Рутина и однообразие способны убить творческий настрой. Сотрудники со свободным графиком работают гораздо больше, чем те несчастные, что отсиживают «с девяти до шести». Для «ВкусВилла» абсолютная норма отвечать на письма после 23–00. Люди делают это, руководствуясь исключительно личными мотивами. Хотите, чтобы сотрудники работали в самолетах, в отпуске, из дома и в целом – работали дольше? Отмените график работы, выкорчуйте «отмечалки». Чудеса вас поджидают сразу после этих шагов.

3. Читайте больше хороших книг, чтобы делать меньше плохих дел. Во «ВкусВилле» обсуждают книги каждые два-три месяца. Выбирается книга месяца. Ее может предложить любой сотрудник. Если она набирает 15 голосов и более, то становится темой для обсуждения. На встречах присутствует Андрей Кривенко. Книгу мы обсуждаем с десяти утра до шести вечера. Мы прочитали и обсудили более 100 книг. Мы обсуждаем не столько книгу, сколько свою компанию, проецируя написанное на наши реалии.

4. Вы никогда не добьетесь от клиентов обратной связи, если их идеи и предложения вас не интересуют. Равнодушие сложно оцифровать, но очень легко почувствовать.

От редакции: Одним из таких решений, ставших откликом на запрос покупателей, стало открытие магазина с отделом товаров на развес. Кстати, помимо фруктов и овощей на развес можно купить и хлеб без упаковки (там работает пекарня). В ассортименте имеется еще 50 товаров из разных категорий, которые продаются неупакованными. Все товары на развес дешевле тех, что в упаковке на 5–25 процентов. Это и шаг компании в сторону снижения негативного влияния на экологию.

5. Каждый должен заниматься тем, что у него хорошо получается. Или почему у «ВкусВилла» до сих пор нет своего производства.

Одна из целей проекта – поддержка отечественного производителя. Мы понимаем, что лучше помочь производителю не инвестициями и льготами, а обеспечением стабильного рынка сбыта. Нам гораздо интереснее открывать для себя новых производителей и давать им место на полке. Нежели конкурировать с ними.

Персональные советы от основателя «Вкусвилла» Андрея Кривенко

Ищите незанятые ниши

Если ниша пуста, это совсем не значит, что она никому неинтересна. Велика вероятность, что все боятся или не могут этим заниматься. Продуктов с короткими сроками годности до нас не было не потому, что они не нужны покупателям. А потому, что торговым сетям с классической моделью управления было сложно с ними работать

Живите так, чтобы не вызывать зависть

За этот принцип мне нравятся все страны Скандинавии. ­У них­ на уровне генетики зашиты скромность и отсутствие желания быть на виду, выделяться. Это важный принцип для предпринимателя, поскольку позволяет сосредоточиться на смысле, а не на обертке.

x
Login