История игрушек
Как супруги Елена и Сергей Молотковы основали фабрику по производству авторских мягких игрушек
Запустить бегемота в космос по силам не каждому. Но питомец Елены и Сергея Молотковых не просто побывал на орбите, а послужил еще и символом очередной экспедиции на МКС. Плюшевым символом – супруги почти полтора десятка лет выпускают авторские игрушки. А их бегемота-десантника, в тельняшке и с голубым беретом, видели, пожалуй, все – он уже стал неотъемлемым символом 2 августа, дня ВДВ.
Готовь подарок летом
Свой бизнес Молотковы открыли в 2005 году – педагоги по образованию, они начали с торговли пластмассовыми игрушками. Но очень скоро поняли, что среди больших компаний им не выжить – нужно делать что‑то свое. Причем буквально: выпускать свои игрушки. Выбор пал на мягкие модели, и первой их коллекцией стали поросята – на тот момент символ года по восточному календарю. Коллекция вышла удачной и успешно разошлась – с тех пор фабрика Молотковых, получившая жизнеутверждающее, хотя и спонтанно родившееся название Orange Toys, постоянно выпускает новогодних зверюшек.
– Позиции по новогодним персонажам у нас выкупают еще с лета. Есть постоянные заказы на корпоративные игрушки, и многие уже в условиях тендера сразу прописывают «Символ года Orange Toys», – рассказывает Сергей Молотков.
До 1,5
тысячи рублей
стоят мягкие игрушки Orange Toys
Производственная база Orange Toys с первого дня и до недавнего времени базировалась в Подольске. Но в нынешнем году супруги Молотковы, посчитав, что страна прошла уже кризисный период, решили расширить и модернизировать собственное предприятие. Сейчас свою фабрику вместе со складскими помещениями они перевели в столицу. Расширили штат и докупили новые станки.
– Сейчас на рынке появился новый, супермягкий наполнитель для игрушек, и для него потребовалось соответствующее оборудование, – добавляет Сергей.
Забил ватин в игрушку туго…
Про наполнитель разговор зашел не случайно: главное отличие игрушек Orange Toys – их высокое качество. Для своих моделей Молотковы ищут только самые качественные материалы и порой отказываются от весьма заманчивых предложений. Например, выпускать известных мультперсонажей – ведь они должна быть не просто массовыми, но и очень дешевыми.
– Все‑таки хочется, чтобы игрушка нашего производства выглядела очень достойно, поэтому мы предпочитаем развивать собственные бренды, – поясняет Елена Молоткова.
И добавляет, что о качестве изделий говорит тот факт, что их можно стирать в машине, правда, без одежки, и с ними ничего не происходит годами.
В 40
странах мира
представлена сегодня продукция Orange Toys
По этой же причине и отшивать их приходится пока в Китае – несмотря на то, что российский рынок в последнее время развивается в сторону именно качественной, дорогой игрушки, у нас до сих пор нет для них хорошей фурнитуры и тканей. При этом вся разработка игрушек, а также их сборка – набивка наполнителем, одевание и упаковка – полностью происходят в России.
– Если раньше мы отправлялись на китайскую фабрику, где вместе с их технологами создавали свою игрушку, то сегодня возим туда только готовые выкройки – мы приняли в штат профессиональных художников и дизайнеров, и вся разработка ведется у нас, – рассказывает Елена Молоткова.
Весь дизайн супруги придумывают сами, хотя постоянно словно бы оправдываются, что не имеют на то профессионального образования. Одни игрушки у них рождаются спонтанно, буквально за минуту, на другие уходят годы – например, образ мишки-панды разрабатывался около трех лет и все это время претерпевал какие‑то принципиальные трансформации. От многих идей порой приходится отказываться, потому что «рынок не созрел». Или экономическая ситуация не благоволит. Бывает, что к моменту запуска модели в производство и сама идея устаревает.
– Иногда игрушка рождается из рисунка, к которому придумывается история, а порой – из материала, его фактуры. Бывает, что определяющим становится аксессуар – именно так мы придумали символ будущего, 2020 года: просто крыса смотрелась не очень выразительно, но примерили ей солнцезащитные очки, и сразу получился персонаж, похожий на известного актера. А дальше осталось лишь дополнить этот образ соответствующей одеждой: косухой и белой футболкой, – делится секретами творческой кухни Елена.
Бегемот-десантник и ежики
Две основные линейки, выпускаемые фабрикой, – это серия лесных зверей Orange Life и собачки Lucky Doggy. Причем наряды для последних придумывают сами покупатели – для этого компания объявляет конкурс на лучший дизайн костюма. На один из недавних этапов они получили 12,5 тысяч работ со всего мира – в конкурсе приняли участие даже профессиональные дизайнеры, и супругам Молотковым пришлось вводить специальные категории, чтобы разделить художников по уровню подготовки.
Сегодня продукция Orange Toys известна более чем в 40 странах мира. У компании два представительства: российское – работающее собственно на Россию, а также на Казахстан и Белоруссию, и европейское – расположенное в Латвии, с соответствующей географией продаж. А визитной карточкой компании до сих пор остается бегемот-десантник из самой первой серии Orange Toys – он даже был символом одной из космических экспедиций и летал на МКС.
– К бегемотам в России вообще особенная любовь, а вот в Европе они интереса почти не вызывают. Зато там хорошо идут собачки Lucky Doggy, а лучше всего – ежики из коллекции Orange Life, – говорит Сергей. – А в Китае из Orange Life хорошо продавались собачки-авиаторы – они даже проводили конкурсы в магазинах, – добавляет Сергей.
Сейчас Orange Toys выпустила новую серию – Mini Twini, предназначенную для годовалых и двухлетних малышей. Эти маленькие мягкие игрушки удобно держать в руках детям именно этого возраста.
– Эти дети почему‑то выпали из внимания производителей: у нас традиционно для этой категории выпускаются только погремушки, следующая возрастная группа – от трех лет, – замечает Елена. – А мы свои уже протестировали на двухлетнем внуке.
Кулоны и эпигоны
Протестировали и очень хорошо распробовали «оранжевые» игрушки конкуренты – их копируют и частями, и целиком, вплоть до «ткани на пятках».
– Наших шоколадных медведей из серии Choco & Milk, мальчика и девочку, выпущенных еще в 2008 году, подделывают до сих пор. Иногда это эпигонство выглядит забавно. Но во всей этой истории плохо то, что многие крупные магазины не стыдятся сотрудничать с такими компаниями, – говорит Сергей.
– Но бороться с контрафактом сложно, и мы предпочитаем идти вперед, – добавляет Елена.
– Мы в постоянном поиске, всегда стараемся «нагрузить» игрушку чем‑то интересным: те же Lucky Doggy начинались просто как игрушки, а потом мы добавили к ним одежду. Сейчас запустили под этой маркой линию бижутерии – подвески, браслеты, кулоны, а также наборы для волос и наборы для творчества. Посмотрим, что из этого получится, – это для нас совершенно новое направление.
Orange Toys
У компании есть два представительства: российское – работающее на Россию, Казахстан и Белоруссию, и европейское – расположенное в Латвии.
При этом супруги убеждены, что все новое должно быть очень хорошим и неотъемлемым дополнением к продукту, а не простой минутной игрушкой, к которой ребенок больше не вернется. Поэтому не все инновации здесь приветствуются. Точнее, уже не спешат их внедрять, наблюдая, как новые технологии принимает рынок. Здесь другие приоритеты.
– Главное для нас, – резюмирует Елена Молоткова, – чтобы любой человек подошел к игрушке и улыбнулся – это значит, что мы свою работу сделали.