Хлебниковы – поставщики королевских дворов Европы
10 фактов из жизни династии ювелиров, украшавших Храм Христа Спасителя
- Иван Петрович Хлебников родился в Москве, на ювелира учился в Санкт-Петербурге, а впервые заявил о себе как о серьезном мастере лишь в 53 года, когда его изделия получили две большие золотые медали Московской мануфактурной выставки.
- Звания «Поставщик российского императорского двора» и права изображать государственный герб на вывеске Хлебников добивался почти девять лет. За это время он успел стать «Поставщиком Двора Государя Великого князя Константина Николаевича», он также постоянно выполнял заказы для гардероба Ее Величества императрицы Марии Александровны на 1000 рублей. Позже его предприятие удостоилось звания поставщика дворов королей Датского, Нидерландского и Сербского и князя Черногорского.
- Фабрика Хлебникова получала самые почетные заказы и участвовала в пополнении коллекции серебряных дворцовых сервизов. Почти 50 культовых предметов по собственным эскизам она изготовила для украшения Храма Христа Спасителя. А по приглашению Московского Кремля ее мастеровые оформляли иконостас Благовещенского собора и выполнили камерный оклад для иконостаса Дмитриевского придела Успенского собора – они и сегодня украшают эти столичные храмы.
- Визитная карточка фирмы Хлебникова – изделия в русском стиле, набиравшем популярность в конце XIX века. Такая коллекция Хлебникова вызвала фурор на Всемирной выставке в Вене, где глава династии продемонстрировал необычной формы самовар на петушиных лапах и с ручками в виде петушиных голов, а также кружку с рельефными изображениями Дмитрия Донского.
- От 6 до 10 тысяч рублей в год платил Хлебников художникам, чтобы иметь эскизы изделий, выгодно отличающиеся от основных конкурентов. Для этого фирма сотрудничала с самыми талантливыми художниками, скульпторами и архитекторами: П. И. Балашовым, В. А. Гертманом, И. П. Ропетом, Е. А. Лансере, Н. И. Либерихом. Много лет с ней работал академик живописи Н. В. Набоков.
- Наибольший доход династии ювелиров приносила продукция массового спроса – фабрики Хлебниковых в большом количестве производили скромные и доступные по цене серебряную посуду, столовые приборы и украшения.
- Постоянная модернизация, расширение и диверсификация производства – вот что отличало бизнес Хлебникова. Через несколько лет после запуска он преобразовал свою фабрику в многопрофильное ювелирное производство с высоким уровнем механизации – она получила название «Торговый дом И. П. Хлебникова с сыновьями и Ко» с уставным капиталом 660 тысяч рублей и за первый год работы принесла 38 288 рублей чистой прибыли.
- Инновационные решения ювелирам подарили… национальные мотивы – стремясь передавать в своих изделиях фактуру дерева или ткани, Хлебниковы пришли к открытию новых способов обработки металла.
- Поглотить своего главного конкурента на ювелирном рынке сумели сыновья Хлебникова, унаследовавшие дело отца в 1881 году. На базе родительской фирмы они основали торгово-промышленное акционерное общество «Товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий «И. П. Хлебников, сыновья и Ко» и поглотили ювелирные магазины и фабрики Сазикова в Москве и Санкт-Петербурге.
- В 1918 г. основное предприятие Хлебниковых было преобразовано в «Московский платиновый завод», который выпускал изделия для электрохимической промышленности и научных лабораторий, а также серебряные ювелирные изделия, на которых ставилось клеймо «платин-прибор». Здание фабрики до сих пор стоит на углу Яузской улицы и переулка Рюмина.