Дорожный знак качества
Как господдержка помогает развивать уличное хозяйство
За безопасностью на дорогах и комфортом на городских улицах порой стоят незначительные, на первый взгляд, вещи, но — яркие личности. Среди них — Алексей Кучмин, основатель и генеральный директор компании «АИР Магистраль», член Совета предпринимателей Москвы.
Свой первый бизнес Кучмин организовал, когда учился на факультете прикладной математики Санкт-Петербургского госуниверситета. В 1990-х он с однокурсником торговал обычными школьными тетрадями — точки у компаньонов были на всех рынках города. После вуза Алексей работал в компании «Евросиб» и занимался железнодорожными перевозками, затем создал сеть по продаже фильтров для очистки воды, которые привозил из Саудовской Аравии. В нулевых организовал поставку пластиковых труб — их в России тогда еще не производили. В 2009-м, стремясь сделать еще «что-то интересное», он перебрался в Москву и основал с партнерами «АИР Групп», которая начала обслуживать аэродромы — сегодня на балансе компании 120 таких объектов по всей стране. А через некоторое время появилось «АИР Магистраль» — предприятие полного цикла, специализирующееся на безопасности дорожного движения. Оно производит указательные знаки, светофоры и сигнальное оборудование для автомобилей, обеспечивает их сервисное обслуживание.
«Простые вещи» для непростого климата
— Я сторонник простых вещей, — поясняет предприниматель. — Как появилась «АИР Магистраль»? Я сам езжу по дорогам, какие-то вещи мне не нравятся, хочется что-то изменить. За рубежом иногда видишь интересные решения и думаешь: почему не применить у нас? Поэтому первые образы мы импортировали, затем начали разрабатывать сами — сегодня у компании более двадцати патентов. Так, недавно на рынок под торговой маркой «АИР Магистраль» выпущены весьма эффективные и быстровозводимые композитные направляющие устройства «Компо-Лайн». Они позволяют в кратчайший срок разграничить территорию, повысив при этом видимость на дорогах. Конструкции просты в монтаже, установке, перевозке и хранении. У них привлекательный внешний вид и длительный срок службы. Такие устройства уже установлены на улицах Москвы и в Подмосковье, а также в Ижевске, на трассе М-7 «Волга» и во Владивостоке. Еще одна интересная разработка — высокостойкая разметка и заливка «Дара», которая рассчитана на использование в российских климатических условиях и при интенсивных химических реагентах. Это весьма качественный материал широкого спектра применения.
С помощью Фонда
С момента своего старта и до последнего времени «АИР Магистраль» развивалась за счет собственных средств. Однако с ростом объемов производства — компания уже несколько лет работает на городской заказ, выступая генеральным подрядчиком Центра организации дорожного движения Правительства Москвы (ЦОДД) и удорожанием логистики, сначала из-за пандемии, затем из-за геополитической обстановки, стало очевидным, что без заемных средств не обойтись.
— Новые обязательства потребовали и нового оборудования, и стало понятно, что для его закупки и запуска нужны дополнительные ресурсы. Но для кредитования в банках нам не хватило залога. Тогда мы обратились за помощью в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, — рассказывает Алексей Кучмин. — Фонд оперативно рассмотрел и одобрил нашу заявку и предоставил поручительство по кредиту. Результат: необходимая сумма своевременно получена, техника заказана.
При этом стоит отметить, что «АИР Магистраль» стала первой компанией в стране, которая получила льготный кредит под 3% годовых по программе для инновационных предприятий от МСП Банка.
Новый городской помощник
Свой статус инновационного предприятия компания доказала в очередной раз довольно быстро: разработала и уже запустила в тестовом режиме мультифункциональный электромобиль «Илья Муромец». Он будет работать в качестве так называемого городского помощника по коммунальным нуждам — убирать листву, поливать дороги, чистить тротуары и разбрасывать реагенты. А при необходимости и выполнять небольшие сельскохозяйственные работы.
— Размеры нашего «Ильи» очень компактны: высота всего два метра, длина — два метра 40 см, ширина — метр 20 см, — говорит учредитель компании «АИР Магистраль» Алексей Кучмин. — Мы специально сделали его небольшим — это дает маневренность и возможность работать на узких улицах и в местах со сложным рельефом, куда тяжелой технике не добраться. К слову, он подойдет даже для виноградников.
Весит «Илья Муромец» примерно 300 кг. Шесть аккумуляторов мощностью 12 Вт обеспечивают ему несколько часов автономной работы. Но главное его преимущество в том, что он полностью изготовлен из отечественных материалов. К примеру, передние и задние мосты «позаимствованы» у российских автомобилей и адаптированы по размеру.
Сейчас коммунальный помощник проходит обкатку, а дизайнеры совершенствуют его корпус: «Мы хотим сделать не только функциональный продукт, но и красивый и эргономичный», — поясняет Кучмин. В серийное производство пока не запущен, но заявок на него уже предостаточно. Как и неподдельного интереса к этой новинке: на днях с разработкой познакомился исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Антон Купринов. «Всегда интересно вживую посмотреть, на что идут деньги, выделяемые с нашей помощью», — отметил он. При этом руководитель Фонда провел тест-драйв пилотного образца электромобиля, сев за его руль.
— Компания «АИР Магистраль» де лает очень важные для города и страны в целом изделия, которые используются и в дорожном строительстве, и в городском хозяйстве, — заключил Антон Купринов.
— Несмотря на довольно сложную ситуацию, в которой сейчас оказался бизнес, у нас сегодня есть возможности для роста, в том числе благодаря и беспрецедентному пакету мер господдержки, которыми нужно и можно пользоваться, — резюмировал глава компании «АИР Магистраль».
Фото Ю.Гушана (слева направо): А.Купринов и А.Кучмин