ДИАЛОГ И ДИСЦИПЛИНА
Чему заказчики и поставщики могут научиться друг у друга
Город, совершенствуя систему закупок, выстраивает при этом четкие и понятные отношения между заказчиком и поставщиком. Для этих целей в 2019 году Москва протестировала такой формат как публичное представление закупок. С июля по начало ноября в этом проекте приняли участие более 300 компаний, общественных организаций из различных сфер бизнеса и заказчиков. Одновременно столица продолжала совершенствовать функционал Портала поставщиков, который сегодня уже становится полноценным маркетплейсом – его функционал охватывает практически все этапы закупок. Такие возможности привлекают на эту площадку предпринимателей не только из города и области, но также из дальних регионов. Участники рынка закупок рассказывают о том, какие уроки они извлекают из таких форматов взаимодействия.
МНЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА
Радислав Бойко
контрактный управляющий школы № 1563:
В системе госзакупок произошли колоссальные изменения, если сравнивать то, что было изначально, с тем, как мы работаем сейчас. Мы эти изменения постоянно обсуждаем в наших профессиональных кругах и стараемся слышать голос наших подрядчиков.
Конечно, у заказчиков и поставщиков всегда есть много взаимных претензий, и регулярные встречи на разных столичных площадках помогают эти претензии сгладить. Один из примеров – публичные представления закупок. Здесь очень важно напрямую общаться с поставщиком – это дает нам возможность лучше понять существующие проблемы. Он начинает понимать, что сроки поставки являются для нас очень важными, и старается улучшать качество своей работы. Убежден, что формат прямого диалога позволяет слушать и слышать друг друга. Это один из основных уроков последних лет. При закупках мы уже применяем полученный опыт и наблюдения. Это повышает эффективность нашей работы и ведет к экономии бюджетных средств.
Дмитрий Береговский
заместитель директора школы № 1359:
У нас колоссальный опыт работы с поставщиками. Мы перевели нашу закупочную деятельность от единственного поставщика к котировочным сессиям, что дало возможность формировать рыночные цены. В зависимости от времени у нас разное количество поставщиков, за год в целом получается больше 200 контрактов. Есть поставщики, которые повторяются, есть те, с которыми работаем впервые. Среди них есть те, кто сначала подписывает контракт, а потом начинает читать, что в нем написано. И оказывается, что не могут его выполнить. Некоторые, наоборот, все изучают очень тщательно, и с такими удобно работать. Благодаря контракт-клубам, которые проводит Департамент города Москвы по конкурентной политике, мы можем встретиться, обменяться опытом, обсудить проблемы с поставщиками. Основной урок, который мы извлекли, и совет, который можем дать, – внимательность и аккуратность. Действующий закон достаточно продуманный, но его надо прочитать целиком и знать полностью. Настоящие специалисты должны понимать тонкости всех этапов закупки.
МНЕНИЕ ПОСТАВЩИКА
Руслан Тухлатулин
генеральный директор ООО «Лара Кидс»:
Год назад, с прошлого декабря, мы начали плавно перепрофилироваться в сторону городских закупок, чтобы немного компенсировать некоторые потери продаж на онлайн рынке. За это время выиграли немало аукционов, и сейчас продолжаем активно работать в этом направлении, и намерены продолжать участие в городских торгах. Сегодня на Портале поставщиков мы выходим со ставками на котировочные сессии минимум 10–15 раз в день. После прихода в сферу государственных закупок обороты нашей компании выросли на фоне общего падения онлайн-ритейла, которым мы занимались. Доля городских заказчиков начинает превалировать, их уже намного больше половины, порядка 70–80 процентов. Главный вывод работы с городом – заказчики открыты к конструктивной работе и диалогу и готовы к партнерству. Кроме того, общаясь с ними, мы постоянно приобретаем необходимый опыт и растем как профессионалы.
Алена Кокуева
юрисконсульт и финансовый директор компании ТП «Ягуар Центр»:
Мы занимаемся поставкой хозяйственных товаров и бытовой химии, в том числе для городских организаций и предприятий. С системой городского заказа работаем с 2017 года, наши основные заказчики – школы и детские сады Москвы. Один из главных выводов и уроков взаимодействия с городскими заказчиками – не стоит бояться работать с ними. Это очень большой плюс для столичных предпринимателей. Такое взаимодействие дает возможность увеличивать объемы поставок, расширять клиентскую базу и повышать эффективность бизнеса. Работая с ними, мы получили большой полезный опыт, новые практические знания, изучили все нововведения и значительно увеличили нашу прибыль. Из практических уроков – надо четко и грамотно изучать все документы. Это позволяет избежать ненужных проблем и недоразумений. Это относится ко всем этапам работы по городским контрактам – от аукциона до его выполнения.