Close

30.06.2018

Детский сад «по-взрослому»

Как выжить на рынке Москвы частным детсадам и школам

Заседание конкурент-клуба на тему «Част­ный детский сад: бизнес по‑взрослому» вызвало большой интерес среди участников рынка. На встрече, организованной Департаментом города Москвы по конкурентной политике, присутствовали как директора школ и детских садов, работающих более 20 лет, так и молодые предприниматели, которые либо только открыли частный детский сад, либо еще думают об этом. Сообща они пытались ответить на вопрос, как грамотно строить бизнес в образовании.

Кадры решают все

Среди москвичей, согласно исследованию РБК, 35 % детей в возрасте до семи лет не посещают детские сады, что, по мнению психологов, в дальнейшем может сказаться на адаптации ребенка в социуме. Но многие родители, оказывается, не отдают туда своих малышей потому, что их не устраивает уровень этих учреждений.

Жанна Казанская, основатель сети частных детских садов «Интересный детский сад»

Так, основатель сети частных детских садов «Интересный детский сад» Жанна Казан­ская решила организовать свое дошкольное учреждение после того, как не смогла его выбрать для своего ребенка из имеющихся на тот момент в Москве. И это же причина того, что сегодня в сети «Интересный детский сад» работает еще и школа воспитателей. Она появилась после того, как организация столкнулась с проблемой поиска кадров: «Рынок растет, а профессиональных воспитателей с высокой квалификацией недостаточно», – говорит Жанна Казанская.

С коллегой согласна и советник директора Европейской гимназии Ирина Боганцева. При этом она отмечает, что если сегодня учителя в муниципальных школах в среднем получают около 100 тысяч рублей, то в част­ном заведении зар­платы педагогов должны быть не ниже. А в идеале – и выше, чтобы негосударственное учебное заведение могло на равных конкурировать с государственной школой за лучшие кадры на рынке труда.

10 детей обычно в группах частного дет­сада. Это позволяет уделять внимание каждому ребенку

А вот медико-биологическая школа Vita появилась вопреки общей тенденции. Она возникла благодаря… учебнику биологии. В 1990‑х годах доктор медицин­ских наук Валерий Кац написал пособие, но добиться того, чтобы по нему учились дети, оказалось более сложной задачей, чем создать собственную школу, где самому преподавать предмет по собственной системе.

Елена Кац, директор медико-биологической школы Vita

«Одно из ключевых отличий нашей школы в том, что знания по естественным наукам подаются с точки зрения эволюционного процесса, – рассказала директор Vita Елена Кац – невестка автора учебника и основателя школы. – Это значит, что строение клетки изучается уже в шестом классе. Но его не понять без знаний химии. В Vita изучение физики, химии, биологии начинается одновременно. Это позволяет системно, а не фрагментарно познавать мир, получать глубокие знания в фундаментальных дисциплинах».

Такая недвижимость нам нужна!

Наталия Пичугова, основатель сети частных детских садов «Точка Роста»

Еще одна проблема, с которой сталкиваются собственники част­ных учебных заведений, – поиск помещений для организации образовательного процесса. «Идеальное помещение для частного дошкольного учреждения – построенный в советские годы детский сад», – считает основатель сети частных детских садов «Точка роста» Наталия Пичугова, поясняя, что в этом случае при строительстве соблюдены все санитарно-эпидемиологические нормы, имеется территория для прогулки с детьми.

Екатерина Сикорская, заместитель директора семейной начальной школы «Макарун»

Для коллеги Натальи Пичуговой – заместителя директора семейной начальной школы «Макарун» Екатерины Сикорской, важно, чтобы здание находилось в шаговой доступности от метро и при нем были парковочные места, чтобы родители могли привезти ребенка в школу на автомобиле, а не высаживали его «на лету».

Еще один важнейший критерий при выборе помещения – это продолжительность договора аренды. Частные собственники коммерческой недвижимости предпочитают сдавать свои квадратные метры субъектам малого предпринимательства на срок до трех лет. Кроме того, заламывают высокую плату.

Светлана Соколовская, генеральный директор ОЧУ «ОЦ им. С. Н. Олехника»

«Я никогда не арендовала помещения у част­ного собственника, – говорит генеральный директор ОЧУ «ОЦ им. Олехника» Светлана Соколовская. – Это рискованно: такой арендодатель в любой момент может попросить съехать или повысить аренду. Для школы или детского сада локация очень важна – не будут родители возить своих детей на другой конец города».

Это значит, что если садик закрывается в одном районе и открывается в другом, то родители в большинстве случаев предпочтут сменить заведение. А для частника потеря даже нескольких учеников – угроза получить кассовый разрыв и в перспективе разориться, так как образовательная деятельность – низкомаржинальный бизнес.

478 частных детсадов зарегистрировано сегодня в Москве в «Каталоге част­ных детских садов и яслей» на портале det-sad.net. Для сравнения: государственных детских садов  в столице насчитывается около 1400

Как дома

Отчасти проблему подбора помещения предпринимателям помогает решить городская программа «1 рубль за 1 кв. метр». Ее суть в том, что на аукцион выставляется помещение, и после того, как арендатор приведет его в надлежащий вид и выполнит определенные условия по набору воспитанников, в течение последующих 49 лет он сможет вносить арендную плату в размере 1 рубль за 1 кв. метр в год. По этому пути пошли многие участники конкурент-клуба.

Владислав Рябюк, директор по стратегическому развитию британского детского сада Britannia School

Один из них – директор по стратегическому развитию британского детского сада Britannia School Владислав Рябюк. Он признался, что стал участником аукциона сразу после бракосочетания и проиграть конкурс просто не мог – помещение должно было стать своеобразным свадебным подарком супруге, с которой они решили создать семейный образовательный бизнес.

«Но долгое время пустовавший детсад практически сгнил изнутри, его пришлось отделывать заново – полный ремонт занял чуть менее года, – вспоминает Владислав Рябюк. – Зато его аренда «1 рубль за 1 кв. метр» позволила снизить стоимость обучения».

Лилия Калетина, директор АНО СОШ «Академическая гимназия»

И любые проблемы со зданиями в аварийном состоянии решаемы. Как рассказала директор АНО СОШ «Академическая гимназия» Лилия Калетина, ее гимназия стала первым учебным заведением, которое по программе «1 рубль за 1 кв. метр» арендовало единым лотом четыре объекта. «Все объекты были разные, – говорит Лилия Калетина. – В одном помещении в подвале по пояс стояла вода, не было крыши, окон и дверей. В другом требовался только косметический ремонт».

Как правило, добавляет она, ремонт помещений даже в самых сложных случаях не занимает более девяти месяцев.

15 тыс. руб.  в месяц — минимальная плата за ребенка в част­ном детсаду. Максимальная — 90 тыс. руб.

Дорога в жизнь

Чтобы дети чувствовали себя в стенах школы или детского сада как дома, педагоги прикладывают большие усилия. Однако все ребятишки разные. Так, в дет­ском саду Светланы Соколов­ской организована инклюзивная группа, где наравне с обычными детьми занимаются и с особенностями в развитии.

В муниципальном детском саду в группе 27-30 детей, в частном – 10-15, и, конечно, это позволяет воспитателю уделять больше времени каждому ребенку.

Ирина Боганцева, советник директора Европейской гимназии

«Родители заинтересованы в хорошем образовании своих детей и понимают, что качественное дошкольное и школьное образование – это трамплин в жизни. Поэтому ребенок покидает част­ный детский сад или школу в крайнем случае и это обычно связано с семейными обстоятельствами – например, сменой места жительства», – заключает Ирина Боганцева.

Лайфхаки для тех, кто хочет открыть частный детский сад

1 Если вы ранее не работали в системе образования, возможно, есть смысл открыть частное образовательное учреждение по франшизе. В этом случае вы получите раскрученный бренд, методики и технологии ведения бизнеса, франчайзер поможет отстроить бизнес-процессы на начальном этапе.

2 Если частная школа проходит аккредитацию при департаменте образования Москвы, то на каждого ребенка получает ежемесячную субсидию, что позволяет увеличить оборот учебного заведения, снизить плату за обучение, а значит, привлечь больше учеников и заработать дополнительные средства.

3 Каждое успешное част­ное заведение имеет свою особенность, свое лицо, свою фишку. К примеру, преподавание основных школьных предметов на английском языке, или углубленное изучение определенных предметов, или организация инклюзивных групп в детском саду или инклюзивных школьных классов.

4 Обязательно взаимодействуйте с профессиональным сообществом, с коллегами. Бизнес, построенный на образовании, располагает к тому, что участники рынка относятся друг к другу не как конкуренты, а как партнеры.

5 Пользуйтесь теми возможностями, которые сегодня предоставляют субъектам малого бизнеса, департаменты мэрии и другие государственные органы. Это и бесплатное обучение, и площадки для обмена опытом, специальные программы, такие как «1 рубль за 1 кв. метр», которые помогают сэкономить на аренде помещений, и многое другое.

***

По данным опроса ЮНЕСКО, 65 процентов родителей в России платят или готовы платить за образование. При этом, согласно исследованию, проведенному «Академической гимназией» и Высшей школой экономики, четверть дохода семьи родители готовы тратить на образование детей.

***

На данный момент в Москве работают свыше 250 частных школ, а также около 70 школ находятся в Подмосковье. По данным «Планеты образования», более половины из них имеют при себе детские сады. 89 процентов школ организуют подготовительные группы для своих будущих учеников.

***

Всего в Москве, по информации аналитического центра РосБизнесКонсалтинг, частные детские сады посещают примерно 8,5 процентов детей, по всей стране этот показатель составляет не более 5 процентов.

***

Полный ремонт выставляемых на аукцион помещений по муниципальной программе «1 руб. за 1 кв. м» обычно, по словам арендаторов – руководителей частных образовательных учреждений, занимает не более девяти месяцев.

x
Login