Держите свечку
Свечная мастерская Candle bar окупилась менее, чем за год, получила несколько премий и предоставила работу 21 инвалиду
Уйдя в декрет, бывший маркетолог журнала «Космополитен» Оксана Борисова наконец нашла время для своего хобби — создания свечей из натурального воска. Но хобби неожиданно переросло в социальный бизнес с продажами в розничных сетях.
ПЕРЕЗАГРУЗКА ПОСЛЕ ДЕКРЕТА
— Декрет часто меняет женскую занятость, так произошло и со мной, — говорит Оксана.
Как человеку деятельному, прошедшему путь от маркетолога в различных СМИ до пиар-директора в кинокомпании, девушке было скучно сидеть дома, и она начала вести мастер-классы, на которых учила детей скатывать свечи из воска. С мастер-классами гастролировала по летним фестивалям и ярмаркам. Так она попала на сырный фестиваль фермера и сыродела Олега Сироты, а по совместительству — зятя небезызвестного Германа Стерлигова.
— Во время мастер-класса у Олега Сироты ко мне поступил крупный заказ на производство свечей, а буквально через несколько минут одна из гостей мероприятия подъехала на коляске сделать свечу на мастер-классе, — вспоминает Оксана.
Ее осенило — это же идея для стартапа. На реализацию были брошены ресурсы семьи. Муж Оксаны стал для нее одновременно инвестором, бухгалтером и курьером.
— Я видела, что скатать красивую ровную свечу может даже трехлетний ребенок. Мне хотелось создать социальный бизнес, поэтому на работу было решено привлекать людей с ограниченными возможностями, — вспоминает Оксана.
Сотрудников искали в интернете, через газеты, общество слепых. Работу получил 21 инвалид. За четыре-пять часов надомной работы в день человек получал за месяц около 25 тысяч рублей, заработок передовиков доходил до 40 тысяч рублей.
НАГРАДЫ
Бизнес семьи Борисовых был отмечен фондом «Наше будущее», а компания «Балтика» при проведении своего конкурса «Действуй без границ» выделила Candle bar грант, который будет потрачен на ребрендинг упаковки.
ДОРОГАЯ ЛОГИСТИКА
При запуске стартапа осенью прошлого года Оксана с мужем хотели уложиться в 600‑700 тысяч рублей, но потребовалось около миллиона. Слишком дорогой оказалась логистика, также предприниматели столкнулись с другими сложностями.
— Мы живем в Истринском районе, нашли работников там же, думали, что будем к ним приезжать раз в неделю, — рассказывает Оксана. — Но они просили, чтобы мы забирали готовый товар оперативно. А еще на первоначальном этапе большой процент свечей был бракованный, приходилось переделывать.
ПОПАСТЬ В СЕТЬ
Выйти на крупную сеть — мечта, причем нередко несбыточная, для любого производителя. Но бизнес-леди повезло — нашлись знакомые, которые помогли попасть на встречу с руководством сети «Твой дом».
— В нашу пользу сыграл потребительский тренд на экотовары, — объясняет Оксана. — Кроме того, возможно, подкупила, социальная направленность нашего бизнеса — сеть «Твой дом» помогает детским домам.
Любопытно, что когда Высшая школа брендинга создавала торговую марку для Candle Bar, эксперты обнаружили, что в России почти нет отечественных брендов свечей — мы покупаем или дорогие импортные свечи, или дешевые no name.
— В «Твоем Доме» мы оказались единственными российскими свечами. А также единственными натуральными. Не говоря уже о том, что единственными свечами ручной работы, — отмечает Оксана.
Основа свечей Candle bar — вощина из пчелиного воска, который выделяют пчелы при строительстве сот. Вощина легко скручивается, внутрь вставляется фитиль и получается свеча.
− Во всем мире популяция пчел сокращается, — говорит Оксана. — В Европе она уже уменьшилась на треть. Вместе с пчелами могут исчезнуть и медоносные растения — малина, вишня, подсолнечник, яблоня, груша и многие другие. Возможно, когда мы вырастем в большой бизнес, будем развивать программы по сохранению пчел.
А пока сотрудники Candle bar убеждаются, что свечи — сезонный товар. Пик спроса — под Новый год. На продажи влияет и выкладка товара. Перед праздниками свечи выставлялись вместе с новогодними товарами, но сейчас продукция Candle bar переехала в отделы декора и интерьера, что почти свело на нет импульсивные покупки.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
Оксана на упаковке не указывает, что ее бизнес социальный. «Мы хотим, чтобы свечи покупали за их качество», — говорит бизнес-леди. Да и прямой зависимости между указанием на социальный бизнес и продажами нет. Из пяти гипермаркетов в двух при выкладке товара было указано, что свечи сделаны руками людей с ограниченными возможностями. Но самые высокие продажи оказались в магазине, где этой информации не было.
− Мы не просто даем работу людям с ограниченными возможностями, но и начали выступать своеобразным кадровым агентством, — рассказывает Оксана. — Нам звонили из Новоиерусалимского монастыря, когда им понадобились работники для изготовления сувениров.
Где купить и почем
Свечи от Candle bar продаются в магазинах сети «Твой дом», эколавках no name, через интернет-магазин. За две 26‑ти сантиметровые свечи в рознице придется заплатить примерно 300-400 рублей.