Через тернии к школе
История директора школы «Макарун» на Соколе — частная, семейная и городская
Редкая московская мама не знает директора семейной школы «Макарун» на Соколе: Лола Шурыгина всегда активно рассказывала о жизни школы в соцсетях. И многие помнят время, когда на самом старте она с младенцем на руках вела прямые эфиры со стройплощадки, адаптируя бывшее промздание под уютные классы. Это была уже вторая попытка Лолы открыть частную школу.
В первый раз долгой истории не вышло. Мало того, опыт оказался столь травмирующим, что Лола зареклась заниматься образовательными проектами.
Казалось, на этом все, с мечтой о школе можно расстаться, но судьба приготовила сюрприз. «Неожиданно я узнала, что можно получить субсидию Правительства Москвы, — рассказывает Лола Шурыгина. — И удивительно легко ее получила, открыла свою вторую и на данный момент единственную, горячо любимую семейную начальную школу «Макарун». Подробностями создания этого успешного проекта многодетная мама и успешный предприниматель делится с «Биржей торгов».
И звезды, и знакомства
«Во время моего второго декрета я осознанно решила дистанцироваться от семейного бизнеса — мы с мужем работали в сфере закупок, занимались размещением госзаказов. Именно тогда я решила взять паузу и реализовать свою мечту — заняться дизайном одежды, — вспоминает Лола. — Пошла учиться в «Британку». На одном из занятий познакомилась с Константином Холстининым, экспертом по бизнес-инжинирингу.
Мы разговорились, я рассказала ему о своей мечте — создать центр детского творчества. А он рассказал о том, что на реализацию подобной идеи можно получить субсидию в Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы при содействии «Центра инновационного развития». И Лола Шурыгина поехала знакомиться.
Идея. Необходимо было создать платную семейную школу, которая бы обеспечивала комфортную и экологичную образовательную среду каждому ребенку, попадающему в ее стены.
«Сотрудники Центра сломали мои шаблоны о чиновниках, — признает предприниматель. — В моем представлении это были очень косные, неповоротливые люди. На деле там оказалось много современных, искренних и очень отзывчивых специалистов. Они удивительным образом балансировали между формальными требованиями и потребностями обыкновенных москвичей, обращавшихся за помощью. Оказалось, что есть программа поддержки ЦМИТ — Центров молодежного инновационного творчества и вот-вот должен начаться набор заявок. Наверное, звезды для меня сошлись».
Тонкости и точности заявки
Но воодушевление, признается Лола, длилось недолго. «Я оторопела от формата заявки — в ней необходимо было перечислить всю необходимую для открытия центра технику. Например, не только указать, что нужен 3D-принтер, а его конкретная модель и цена. Сегодня, когда я уже занимаюсь этим три года, понимаю, что в этом нет особых трудностей, но для начинающего — это океан непознанного.
Помогли все те же сотрудники Центра. Причем, сразу пояснив, что они не лоббируют мои интересы, просто город все делает для того, чтобы субсидии получали заинтересованные в развитии, реальные и энергичные люди». На подготовку заявки ушло полгода.
В это время возникали трудности и иного рода — у Лолы сорвались две сделки по аренде помещений, что могло фатально отразиться на проекте в целом. Но все закончилось благополучно: Лола с коллегами открыли первый ЦМИТ, специализирующийся на дизайне, производстве и проектировании одежды, дополнительной специализацией стали столярные мастерские и фотодело.
От ЦМИТа к детсаду
Лола Шурыгина понимала, что одного дизайна и столярных мастерских будет недостаточно, нужно заполнять пустующие в первую половину дня помещения, пока дети, посещающие ЦМИТ, находятся в школе. Так возникла идея создания платной семейной школы, которая бы обеспечивала комфортную и экологичную образовательную среду каждому ребенку, попадающему в ее стены.
«К тому же, это очень удобно, — смеется Лола. — Мой старший сын тоже пошел в нашу школу, поэтому я, можно сказать, «убила сразу двух зайцев», и теперь могу быть одновременно и рядом со своими детьми и на работе».
В последний вагон
Заявку на получение городской субсидии Шурыгиной одобрили в декабре 2015-го. К этому времени Лола ушла уже в третий декрет и защищала свой проект с животом солидного размера: «Мне еще надо было доказать, что рождение малыша не станет препятствием для реализации проекта. Ведь по правилам получения субсидии, проект следовало реализовать за три месяца. К тому же, набор в кружки идет, как правило, в начале учебного года. Мы попросили об отсрочке и нам пошли навстречу».
Планы. Мы бы хотели расширить перечень услуг, реализовать важные социальные программы. И я верю, если нам удастся воспользоваться помощью города, мы достигнем цели быстрее.
Сразу после родов появились проблемы с арендой: «Меньше чем за две недели до 1 сентября арендодатель разорвал договор. Уже были набраны классы, согласован с Департаментом адрес школы! Мы были вынуждены заново пересогласовывать заявку. И нам опять терпеливо все переоформили. Помещение я нашла всего за день, но начало учебного года пришлось перенести на месяц.
Я считаю себя везучим человеком, потому что, нам очень повезло с получением субсидии: по сути, мы успели в «последний вагон» — на следующий год число заявок вдвое превышало число грантов, а еще через год приоритет получения грантов был отдан регионам».
С новой надеждой
Убедившись, что город лоялен к малому предпринимателю и программы поддержки реально работают, Лола Шурыгина планирует попробовать с их помощью найти новое помещение. В районе есть несколько законсервированных школ, которые могли бы подойти для расширения «Макарун».
К тому же у коллеги Ирины Боганцевой, основательницы частной школы «Европейская гимназия», есть опыт безвозмездной аренды в Сокольниках. Через сайт Департамента города Москвы по конкурентной политике Лола узнала, что есть городская программа, предоставляющая детским образовательным учреждениям льготную аренду: например, по программе «1 руб. за 1 кв. метр».
Предприниматель намерена попробовать найти помещение и принять участие в одной из таких программ: «Сейчас аренда трех этажей обходится нам в 600 тысяч рублей в месяц. Я бы с большим удовольствием тратила эту сумму на развитие центра, оборудование, мотивацию педагогов, — констатирует Лола. — Мы бы хотели расширить перечень наших услуг, реализовать важные социальные программы. И я верю, что если нам удастся воспользоваться помощью города, мы сможем достичь наших целей намного быстрее».