Close

11.11.2019

«БУДЕТ РАСТИ МАЛЫЙ БИЗНЕС – БУДЕТ РАСТИ И СРЕДНИЙ КЛАСС»

Государство продолжает наращивать долю малого бизнеса в выполнении госзаказа. Ближайшая цель – 15 процентов от его общего объема, 25 процентов – перспективная. Каким образом достижению этой планки способствует принятие Национального плана развития конкуренции и какие новые возможности для развития открываются перед предпринимателями столицы, специально для «Биржи торгов» рассказывает руководитель Московского управления Федеральной антимонопольной службы Армен Ханян.

О целях государства и перспективах бизнеса
Человеческая природа такова: заполонить все, занять лидирующие позиции и начать подавлять всех вокруг. Не все могут с этим совладать. Но кто‑то должен эти процессы контролировать. Для этого созданы надзорные органы, в частности ФАС.
Нужно учитывать и специфику нашей страны, где 70 лет плановой экономики породили бесчисленные монополии, которые стали нашим наследием с тех времен. А рынок со всеми своими правилами игры не возникнет за один день. Очередной шаг на пути развития конкуренции на всех рынках в масштабах всей страны – принятие Национального плана развития конкуренции, документа исторического значения, подобного которому еще не существовало. Реализация плана предполагает достижение трех целей: повышения удовлетворенности потребителей; роста эффективности и конкурентоспособности отечественного бизнеса; поступательного развития многоукладной экономики.
В прошлом году, выступая на Госсовете, руководитель ФАС Игорь Артемьев говорил о том, что аукционы и конкурсы на выполнение определенных несложных услуг и работ надо проводить только лишь среди субъектов малого предпринимательства. Это основа экономической жизнедеятельности любой страны.
Нужно создавать такие условия, чтобы люди хотели идти в бизнес, строить и развивать его, зарабатывать день­ги. В Нацплане прописаны не только перспективные цели, но и вполне конкретные текущие задачи. Одна из основных – увеличение доли малого предпринимательства при выполнении госзаказа вдвое по сравнению с 2017 годом. Совместно с правительством Москвы мы работаем над тем, чтобы снять излишние административные барьеры, упростить для небольших частных компаний и ИП доступ к госзакупкам.
Будет расти малый бизнес – будет расти и средний класс.

О новых возможностях
В рамках исполнения Нацплана с правительством Москвы подписано Соглашение о взаимодействии, утверждены ключевые показатели в тех сферах, где субъект определил вектор еще большего развития конкуренции: социальная сфера, сферы торговли, строительства, транспорта, медицины и другие. Во многих из указанных сфер показатели конкуренции в Москве достигнуты. Но это не означает, что некуда дальше двигаться.
Вот, к примеру, обеспечение равного доступа частных медицинских клиник к оказанию услуг в рамках ОМС. В 2017 году количество медучреждений частной формы в столице составляло около 30 процентов от общего количества таких учреждений. А в 2018 году их доля возросла до 33,2 процента.
Мы привыкли к тому, что за бесплатной медицинской помощью – только в госмедучреждения. Но мы сумели поменять правила. Предприниматель приходит, говорит, что хочет оказывать услугу по системе ОМС, подает документы на очередной год, его включают в реестр медицинских учреждений, и он получает стартовые объемы оказания медпомощи. Для граждан – дополнительные удобства и выбор. Для бизнеса – возможность зарабатывать, развивать новые направления, создавать рабочие места. И если он с этими стартовыми объемами справился и оказал услуги эффективно, на следующий год получит объемов больше. Вот здесь работает конкуренция всех медучреждений. И государственных, и частных.
Фактически государство создает для предпринимателей новые ниши для осуществления предпринимательской деятельности. Это касается и вовлечения малого бизнеса в госзакупки.

500
млрд руб. 
– общая сумма 110 тысяч госконтрактов, уже заключенных с малым бизнесом в текущем году. 

Об участии частного бизнеса в госзакупках
Еще несколько лет назад закон не предусматривал каких‑то определенных обязательств перед малым бизнесом при проведении госзакупок. Последние три года установлена нижняя планка: не менее 15% госзаказа должно быть размещено среди субъектов малого предпринимательства. Есть необходимость у заказчика потратить 100 рублей в год? На 15 из них закупись у малого бизнеса. В Москве эта планка давно взята – с огромным запасом. С субъектами малого предпринимательства уже заключено более 110 тысяч контрактов на общую сумму более 500 млрд рублей. Цифра внушительная, думаю, со временем она будет только расти, поскольку мы с коллегами стараемся планомерно снимать избыточные барьеры.
Например, с этого года субъект малого предпринимательства может не представлять обеспечение исполнения контракта, если он становится победителем в закупках, – а это немалая финансовая нагрузка. Но это работает в случае представления заказчику информации из реестра контрактов, подтверждающей, что в течение трех лет до подачи заявки он исполнил три контракта без штрафов и пеней и что общая сумма контрактов равна или больше НМЦК.
…Не стоит бояться участия в государственных тендерах. Надо активнее участвовать в закупках – это хороший способ вывести бизнес на новый уровень, а риски есть и при работе с частными структурами, нужно их всегда взвешенно оценивать и быть уверенным, что ты выполнишь принятые на себя обязательства. Если тебе интересна та или иная сфера, то нужно туда идти и пытаться себя проявить. Главное – это добросовестное исполнение условий контракта. Не подставлять ни себя, ни заказчика, ни потребителей.
Пугает забюрократизированность? Поймите, что бумаготворчество не самоцель, а вопрос финансовой безопасности. Когда вы отправляетесь в полет, вам предстоит пройти в аэропорту строгий контроль: проверку документов, сканирование багажа, личный досмотр. Это доставляет неудобства. Но безопасность важнее. В госзаказе так же.

«Совместно с правительст­вом Москвы мы работаем над тем, чтобы снять излишние административные барьеры, упростить для небольших частных компаний и ИП доступ к госзакупкам», – Армен ХАНЯН, руководитель Московского УФАС.

О недобросовестных заказчиках и поставщиках
Заказчик, прежде всего, должностное лицо, которое несет ответственность за нарушение законодательства – административную или уголовную. Не всех, конечно, это останавливает. Столкнулись с нарушениями порядка проведения или определения поставщика? Приходите в ФАС, жалуйтесь. И там, где наши решения обжалуются в суде, почти в 90 процентах случаев мы выигрываем. Важно понимать, что ни мы, ни другие контролирующие органы не в состоянии в инициативном порядке просеять через мелкое сито весь объем проводимых процедур. Начать расследование, отстоять ваши права мы сумеем только в том случае, если получим от вас соответствующее заявление.
Нарушители закона есть и на противоположной стороне. Большая головная боль – «профессиональные жалобщики». Цель у них одна – жажда наживы, а не борьба с нарушениями и восстановление справедливости. Они рассчитывают, что завалят нас жалобами, не дадут объективно рассмотреть жалобу, а заказчикам соз­дадут сложности в проведении закупки товаров, работ, услуг, в надежде на понуждение заказчиков на неформальное решение данного вопроса. Это попахивает мошенничеством. Мы боремся с такими жалобщиками. В том числе совместно с правоохранительными органами. Настоятельно советую не вступать с мошенниками в переговоры, не идти у них на поводу. О всех таких фактах информировать правоохранительные органы и нас. Вместе мы сможем искоренить эту мошенническую схему.

x
Login