Бизнес играючи
Как с помощью игровых принципов изменить работу компании
Миф о том, что работа и игра не должны соприкасаться, развенчан уже во многих странах. Автор настольных игр, руководитель издательства «Экономикус» Федор Корженков рассказал, что такое геймификация и как она работает в России.
Геймификация в IT и СССР
Грубо говоря, геймификация — это применение игровых элементов в неигровых видах деятельности. «В нашей жизни есть учеба, работа, бизнес. Иногда эти вещи могут быть скучными. Мы берем игровые элементы и привносим их туда, где их пока нет, чтобы сделать процессы, тяжело дающиеся людям, легче и интереснее», — отмечает Федор.
Термин «геймификация» появился еще в 80- годах, но тогда эта идея не получила популярности — несмотря на то, что человечество уже применяло ее принципы, само того не осознавая. Отличным примером является социалистическое соревнование в СССР: состязание, лидерство — типичные признаки геймификации. Распространять на современном уровне эту идею начали уже в двухтысячных, пионерами движения стали IT-компании.
«Все началось с программистов, которые должны были каждый день искать ошибки в кодах. Это была нудная работа, никто не хотел ею заниматься. Тогда руководство предложило вообще отменить поиск ошибок в рабочее время. Но желающие имели возможность остаться сверхурочно и заняться исправлением кода. Было предложено вести рейтинг: кто сколько «косяков» нашел, кто нашел самые сложные. Очень странно, но этот метод дал потрясающий эффект. Сотрудники за считанные дни сделали работу, которую не могли сдать месяцами», — рассказывает эксперт.
В геймификации сама игра — всего лишь средство достижения цели. Можно привести пример изучения иностранных языков: не самый простой процесс с неясной мотивацией и неизвестной датой достижения успеха. Привнесение в него игровых элементов делает процесс легче и увлекательней. Всего основных игровых элементов четыре: баллы (очки, которые начисляются за успех), рейтинги (показатель прогресса участников), уровни (статусы, которых можно достигать в игре) и бейджи (виртуальная награда за успех). Но на самом деле их гораздо больше.
Все дело в мотивации
Геймификацию можно применять по‑разному, но все механики и способы, в основном, решают одну проблему — устраняют недостаток мотивации.
Сейчас финансовая мотивация — как в управлении персоналом, так и в маркетинге — считается не слишком уж эффективной методикой. «Было множество исследований, которые показали, что денежная мотивация достаточно эффективна, когда речь идет о механической работе. Если задача интеллектуальная или творческая, денежная мотивация работает наоборот.
Компании же хотят, чтобы клиенты пользовались их услугами, и тут финансовый путь, то есть скидки, тоже не очень эффективен. Считается, что они не только снижают прибыль, но и не привлекают людей. Нужны новые способы повышения лояльности», — говорит Федор.
Но если деньги не работают, на какие «кнопки» жать, чтобы мотивировать сотрудников или покупателей? Американец Ю-Кай Чоу создал модель октализа, в которой выделил 8 элементов, лежащих в основе геймификации (см. врезку на эту тему в правой колонке). Они являются и факторами мотивации.
Что привносят игры
Мотивация — не единственный плюс геймификации. Как еще игра может повлиять на процесс решения задачи?
Она может добавить промежуточные, виртуальные цели при решении реальных, но сложных и долгих задач. Когда ты не осознаешь финальную цель процесса, двигаться в сторону ее достижения сложнее.
«Само по себе изучение языка — это какая‑то далекая, абстрактная задача. Когда-нибудь в будущем ты его обязательно освоишь, но здесь и сейчас особенного прогресса не видно. Но можно установить промежуточный параметр успеха: выучить сто слов. Сегодня вы знаете сто слов, завтра будете знать двести — вы видите, как этот параметр растет, и можете сравнить свои результаты с достижениями других людей. Мы устанавливаем объективные критерии, которыми можем меряться», — приводит пример Федор.
Игра — это в первую очередь безопасная среда, в которой не страшно экспериментировать и предлагать нетипичные идеи. «Если директивно говорить сотрудникам, как работать, все будут двигаться по одному алгоритму. Когда вводятся игровые элементы, появляются правила, цель, соревнование — игроки начинают экспериментировать, искать, как быстрее достичь цели», — добавляет эксперт.
«Игровая среда открывает большой простор для творчества — как для решения задач, так и для их осмысления. Исследование помогает находить новые пути решения задач, а иногда — пересматривать сами задачи и цели», — отмечает Федор.
Правила игры
Идея геймификации не сработает, если просто внедрить в рабочий процесс или рекламную кампанию элемент соревнования. У геймификации, как и у игр вообще, есть принципы, которые необходимо соблюдать. В первую очередь это принцип добровольности — участнник должен понимать, что он в игре: только тогда он почувствует себя свободно и комфортно, будет готов соревноваться и экспериментировать. Кроме того, он должен осознавать и принимать правила игры и, конечно, иметь реальную возможность выйти из нее в любое время.
Еще один важный момент — это баланс сложности. Слишком трудная задача может просто отпугнуть игрока, а слишком простая покажется ему неинтересной. И заключительный принцип — игровые решения. У человека должна быть свобода выбора, возможность обходиться без инструкции — тогда он будет готов к творчеству, исследованию и достижению результатов.
Все механизмы и способы геймификации направлены на то, чтобы решить главную проблему: недостаток мотивации у сотрудника. Потому что финансовая мотивация может сработать далеко не всегда», — Федор Корженков
8 элементов геймификации
Собственная значимость
Прогресс и лидерство
Самосовершенствование и раскрытие творческого потенциала
Владение и накопление
Социальное взаимодействие
Дефицит, ограниченность ресурсов
Тайна и любопытство
Избегание потерь
3 кейса геймификации в бизнесе
1. Бизнес на игровой модели. Международный сервис изучения иностранных языков LinguaLeo построен на игровой механике: пользователя в обучении сопровождает маскот сервиса, Львенок Лео.
За выполнение упражнений и другую полезную активность пользователь получает внутриигровую валюту — фрикадельки, которыми можно накормить Лео. Взамен тот открывает доступ к новым упражнениям.
2. Игра как маркетинговый прием. Один из самых известных примеров — кооперация McDonalds и «Монополии». Первый раз акция, в рамках которой клиенту нужно собирать стикеры с названиями улиц для выигрыша очень крупного приза, прошла в США в 1987 году. С тех пор она проходит ежегодно и распространилась на многие страны, в том числе и на Россию.
3. Игра как метод мотивации персонала. Перед американским колл-центром Live Ops стояла задача улучшить тренинг персонала и стандартизировать оценку их работы: сделать это было нелегко, особенно учитывая, что 20 тысяч сотрудников компании работали не в офисах, а из собственных домов.
Решением стал запуск портала My Work Community, на котором сотрудники могли обучиться нужным навыкам в игровой форме, а за достижение результатов они награждались бейджами. В результате среднее время обучения сократилось с 4 недель до 14 часов, а количество закрываемых сделок выросло на 10 процентов.