Close

27.05.2017

«Бирюза» приносит миллионы

заряд. Каждый новый блок на форуме начинался с «энергетической пятиминутки». Больше всего зрителям понравилось стучать в барабаны». Фото компании «Правила игры».

Форум «Бизнес со смыслом» собрал на одной площадке предпринимателей, зарабатывающих с помощью новой, «мягкой», манеры управления. Это не похоже на привычные бизнес-модели

Что такое «бирюза»? Термин «бирюзовые компании» появился в России относительно недавно. Если упрощенно, то это формат работы без иерархии — без начальников и KPI. Основной прин­цип работы — забота о клиентах. Считается, что это эволюционная, закономерная стадия большинства эффективных компаний. В таких компаниях стараются задействовать индивидуальный потенциал каждого сотрудника.

«Бирюзовые» сотрудники учатся быть самостоятельными, уходят от практики «прикрывательных писем», когда ответственность «размазывается». Работники несут ответственность за свои решения, их руководители становятся коучами. Планерки, дирижируемые кем‑то из руководителей, в таких компаниях не проводятся.

Решения принимаются на совместных встречах, которые проводит фасилитатор. Он обеспечивает успешное групповое взаимодействие — оглашает «повестку дня», возможные пути решения задач. Его главная цель — превратить встречу в легкое общение. При этом важно, чтобы встреча закончилась результативно.

В российской практике фасилитатора часто сравнивают с тамадой — он следит, чтобы у каждого была возможность высказаться. До «Бирюзовой» теории говорили о четырех парадигмах: импульсивной «Красной», конформистской «Янтарной», конкурентной «Оранжевой» и плюралистической «Зеленой».

Теперь появился формат без менеджмента среднего звена и с минимумом администрирования, коллектив работает без привычных механизмов контроля, это единство взрослых разумных и ответственных людей. О том, как это реализуется на практике, говорили на форуме «Бизнес со смыслом».

Ни слова о кризисе! За два дня слово «кризис» — если и звучало, то только в значении «кризис среднего возраста». Не упоминались и санкции — как российские, так и в отношении оплошавших сотрудников. Один из принципов работы «бирюзовых компаний» — произойти может всякое, но нет войны, а, значит, справимся. Самое главное — ввязаться, втянуться, не бояться перейти на новый формат.

«Страх — как холодная вода, — отмечает президент компаний Askona Владимир Седов. — Но ничего страшного, сгруппируйся, сконцентрируйся, набери в грудь больше воздуха и будь готов, что поначалу тебе будет очень некомфортно».

Кто в России «бирюзовый»? Основатель и генеральный директор «Вкусвилла» Андрей Кривенко был основным спикером форума. Своим опытом делилась Барно Турсунова, совладелица сети «умных автосервисов» «Вилгуд». Ее с супругом Шерзодом называют тихими гениями. «Мы делаем акцент на честность и берем к себе людей, готовых работать без обмана. В итоге зарабатывают больше все», — рассказывает Барно.

В «бирюзовой» «секте» и Николай Ганайлюк. Большинству родителей он знаком как сумасшедший профессор Николя. Уйдя из финансовой аналитики, Николай с супругой Дашей стали заниматься «Веселой наукой». Со временем Николай ушел от образа странного профессора, развил сеть франшиз, в том числе международных.

Кстати, площадкой для экспериментов умных фокусников становятся семейные кафе сети «Андерссон» — еще одного «бирюзового» адепта. В банковской сфере «бирюзовых» правил придерживается банк «Точка». Первые шаги в этом направлении делает и «Сбербанк».

Всего на форуме было 23 спикера — от издательства «МИФ» до сети детских развивающих центров «Бэби Клуб». И именно «бирюзовый» формат, когда нет принципа «я начальник — ты дурак», позволил этой сети детских развивающих центров выжить в критический момент, когда главу компании Юрия Белонощенко буквально свалил с ног непонятный неврологический диагноз. Месяцы, пока руководитель был фактически обездвижен и врачи не могли поставить ему диагноз, компания функционировала без перебоев и убытков. Об этом, откровенно и без сантиментов супруги Белонощенко и рассказали, выйдя на сцену.

О мотивации. Большинство спикеров сходились во мнении, что безграничное доверие к сотрудникам оборачивается дополнительной прибылью. О том, как правильно мотивировать в первую очередь себя, а потом уже сотрудников, рассказал старший вице-президент банка ФК «Открытие» Борис Дьяконов.

«Я открыл почту и увидел число писем, мой запал упал до «тройки», — рассказывает этот спикер. — А потом я подумал о возможностях, которые мне дает ответ на письма, и меня «заштырило». Вот этот момент, когда начинает «штырить», адепты «бирюзовых» компаний считают очень важным. Это настроение двигает вперед.

Об увольнении. У «бирюзы» много плюсов. Это давно поняли в Европе. Но в России «бирюзовую» идеологию одобряют не все. Есть те, кто активно сопротивляется. Таких сотрудников называют «токсичными». А есть и такие, кто не может работать «без кнута» — без контроля они начинают ошибаться.

«Я даю «право на три ошибки, — отмечает автор программы «Счастье в деятельности: источники энергии в работе» Филипп Гузенюк. — И наблюдаю за сотрудником полгода. И если приходится увольнять, то делаю это благословляя».

Гузель Санжапова
основатель компании «Крем-мед Coccobello» :

«Я верю в краудфандинг»

Суть и цель моего бизнеса — я не даю одной маленькой деревне умереть. Однажды моему папе в наследство от отца досталась пасека. Пасеку надо было где‑то разместить. Выбор пал на уральскую деревню Малый Турыш, моя бабушка живет там.

Как‑то я стала замечать, что папа, которому не было в тот момент и 50 лет, начал старчески шаркать ногами и впадать в уныние. В какой‑то момент стало очевидным, что изменить ситуацию можно только с помощью коллективной работы.

Мы стали размышлять и вышли на технологию взбивания меда с добавлением ягод. Сейчас у нас 13 вкусов, плюс карамельное производство. У нас за спиной 4 успешных краундфандинговых проекта. И я отчетливо понимаю, что это не про деньги вообще.

Народное финансирование — мощнейший инструмент пиара и маркетинга. То есть таким способом ты приобретаешь возможность рассказать свою историю — конечно, если история честная. Как только ты поворачиваешься к людям лицом, они начинают отдавать. Подробнее >>

Борис Дьяконов
старший вице-президент банка ФК «Открытие», директор по управлению сервисом для предпринимателей «Точка»:

Торжество представителей

Что обычно происходит, если у сотрудника есть регламент на общение с клиентом? «Здравствуйте, благодарим за звонок, он очень важен для нас, переключаю на коллегу, эксперта по этому вопросу». Дынц! Человек уложился в KPI.

Мы подумали, что хороший KPI — это не время разговора, а решение проблемы клиента. И дали сотрудникам полную свободу. Вчера у нас была корпоративная встреча — обсуждали переезд головного офиса.

Мы эту проблему давно собирались решить. И тут встал человек и говорит: «если нет возражающих, то решение приму я». И это был не я! Этот человек принял решение, которое, если честно, я сам боялся озвучить. И благодаря этому решению, «из народа», при переезде будут учитываться решения не только «боссов», но и «представителей» — людей, которым в этих помещениях жить и работать. И это прекрасный момент. Если сказать людям «берите на себя ответственность и вывозите», то начинают происходить удивительные вещи. Но важно быть целостным — говорить и делать одно и то же. Подробнее >>

Андрей Кривенко
основатель сети магазинов «Избенка» и «Вкусвилл»:

«Разве водителю убера кто-то что-то приказывает?»

У компании должна быть цель. Наша цель — все должны питаться честными продуктами. Новая цель — чтобы максимальное число компаний занимались социальным предпринимательством. Большинство благ создано такими предпринимателями. Третья цель — целостность.

Отношения в коллективе должны быть схожи с семейным мироустройством. Поднимите руку, кто в семье приказывает супругу? Я, например, никогда. Такие же отношения должны быть и в коллективе. У нас нет системы распоряжений.

В семье же этого нет. Мы договариваемся и обсуждаем. Мировой тренд успешных компаний — переход к самоуправлению. И для этого не надо быть в штате. Надо просто связать коллектив единой информационной цепью — например, компании «убер» и «яндекс». В мире эти компании работают по вполне себе «бирюзовой схеме». Разве водителю «убера», по большому счету, кто‑то что‑то приказывает?» Подробнее >>

«Бирюзовая» библиотека:

В. Чан Ким «Стратегия голубого океана»
Ф. Лалу «Открывая организации будущего»
П. Друкер «Эффективный управляющий»
К. Кристенсен «Дилемма инноватора»
А. Кравцов «Бизнес как экспедиция: честные истории для героев и волшебниц»
Д. Коллинз. «От хорошего к великому»
Д. Лайккер. «Дао Toyota»
Б. Трейси «Оставьте брезгливость, съешьте лягушку»
Пако Андерхилл «Почему мы покупаем, или как заставить покупать»
Серхио Займан «Конец маркетинга, каким мы его знаем»
Дэн Кеннеди «Жесткий менеджмент. Заставьте людей работать на результат»
Максим Батырев «45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя»
Роджер Сайп «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей»
Лес Хьюитт «Цельная жизнь. Ключевые навыки для достижения ваших целей»
Элия Голдратт «Цель. Процесс непрерывного совершенствования»
Ли Якокка «Карьера менеджера»
Де Гиус «Живая компания»
Стивен Кови «7 навыков эффективных менеджеров»
Тони Шей «Доставляя счастье»
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»

Ближайшие события для тех, кто интересуется «бирюзой»:

11 июня — бизнес-форум «100 успешных романтиков» (пройдет на базе парка «Экспедиция», подробности на сайте 100dreamers.world)

24‑25 июня — образовательный тренинг от Виктории и Сергея Бехтеревых «Фасилитация для лидера: как проводить драйв-совещания»! (подробности www.rulesplay.ru)

x
Login