Заправка кофе на миллиард
Продавать кофе на АЗС оказалось выгоднее, чем бензин. «Газпромнефть» за полгода заработала 1 млрд рублей на продаже кофе. И примерно столько же — на топливе.
Как так получилось, что «сопутка» заняла лидирующие позиции? В конце концов, добыча нефти — это 25 процентов российского ВВП. Этот вопрос я адресовал Александру Кузьмину, генеральному директору компании РусХОЛТС, уже 15 лет развивающей нетопливные бизнесы сетей АЗС.
Приоритет ритейла над топливом — мировой тренд. На АЗС пути топлива и кофе пересекаются, здесь мировой продукт № 1 встречается с мировым продуктом № 2. Долгое время заправка для авто была важнее, чем «заправка» для водителя. Не было широко распространенной привычки к хорошему кофе. Но времена стремительно меняются.
У большинства отечественных операторов топливной розницы доля прибыли (не выручки!) от сопутствующих бизнесов находится в интервале 5‑20 процентов. У иностранных игроков, работающих в России, аналогичный показатель значительно выше — 40‑60 процентов.
В этих цифрах нет большого секрета. Российские сети АЗС их отлично знают, но зачастую ищут упущенную прибыль не там, где она находится. Каждая «приличная» заправочная сеть стремится создать свой уникальный дизайн станций, придумать ассортимент магазина и т. д. Чаще всего эти эксперименты ведут в никуда. Например, известно, что 80 процентов ассортимента магазина на АЗС должны составлять продовольственные товары и 20 — non food. У нас делают с точностью до наоборот, и при этом искренне удивляются отсутствию результата.
Чей кофейный бизнес лучше? Если мы говорим про кофе, то на современном рынке работоспособных моделей всего две: первая, т. н. «поточно-процессная» предполагает приготовление кофе автоматической кофемашиной, вторая — кофе «ручной» варки, при котором напиток готовит бариста. Первая модель используется российскими и зарубежными лидерами HoReCa — Макдональдс, Starbucks, Теремок, Буше, крупнейшими зарубежными сетями АЗС, вторая — «традиционными» кофейнями. Смешивать форматы категорически не рекомендуется.
Внешний вид станций и наполнение торговых залов — лишь декорация, оформляющая костяк нетопливных бизнесов — магазин и кафе.
«В 2013 году я предложил партнерам из «Газпромнефти» внедрить европейскую модель самообслуживания, усиленную удаленным мониторингом кофемашин от BMS Coffee Control и использованием специального кофейного зерна для автоматических кофемашин. Компания просчитала экономическую эффективность и решилась на федеральное внедрение проекта. Три года труда — и можно с гордостью рапортовать о результате», — говорит Александр Кузьмин.
Кстати, по его мнению, кофе — отличный товар, на котором можно пробовать свои силы в бизнесе. Формат «кофе на вынос» не требует капитальных вложений. Идеальный вариант, чтобы понять — нравится работать в условиях неопределенности или нет. Только не надо идти по пути приобретения дешевых франшиз, которые, как правило, не работают, но это тема другого разговора.
Андрей Лапин