Close

28.08.2017

Зайти по-крупному

успешно. Одна из популярных франшиз — в сети умных автосервисов «Вилгуд». Эта сеть объединяет одиночные сервисы, давая им возможность заметно увеличить прибыль.

Почему даже начинающие предприниматели могут начать свой бизнес с франшизы

Начинающий бизнесмен может стать партнером крупной сети и избежать возможных ошибок на старте благодаря франшизе. Хотя и этот формат не гарантирует стопроцентной успешности.

Свой чужой бизнес

Франшиза дает право открыть точку под маркой бренда, как правило, известного. Приобрести франшизу может и новичок. Ему необходимо оплатить паушальный взнос, единовременную фиксированную сумму. Например, взнос в сети «Стардог!s» составляет 300 тысяч рублей, а в сети «Сабвэй» — от 4 миллионов рублей. Размер определяет сама сеть.

На старте франчайзи (тот, кто приобрел франшизу) получает часть оборудования, стандарты, бесплатное обучение и, самое главное, — бренд. Марка привлекает лояльных к себе людей, обеспечивая новую точку клиентами. Кроме того, головная компания занимается рекламой и маркетингом, составляет бизнес-план и дает рекомендации по развитию. Она же согласовывает место будущей точки. И открыться в заведомо неудобном или непроходном месте просто не позволит.

За право работать под чужой маркой придется каждый месяц платить роялти — процент от прибыли. Возможно, по условиям договора необходимо совершать закупки у партнеров сети или в самой головной компании. Кроме того, франчайзер (компания, продающая франшизу) жестко следит за качеством услуг или продукта в каждой точке.

«На этапе, когда человек еще полный ноль в бизнесе, присоединение к большой команде — это плюс», — считает Василь Газизулин, руководитель компании TopFranchise.ru.

Как выбирать сеть

Следует учитывать несколько факторов. Прежде всего, будет ли бизнес предлагать востребованный продукт. «Чтобы зарабатывать хорошие деньги, надо работать на рынке массового продукта», — объясняет Марсель Зиганшин, директор по развитию сети умных автосервисов «Вил­гуд».

Присмотритесь к тем, кто стоит во главе компании-франчайзера, советует Василь Газизулин. «Посмотрите на руководителей — находятся ли они в доступе, в публичном пространстве. Эмоциональная составляющая бизнеса должна быть понятна, следует представлять, с кем имеете дело».

Как правило, компании с развитой сетью франчайзи предоставляют их контакты тем, кто задумывается о покупке франшизы. Чтобы новичок мог задать все вопросы о бизнесе тем, кто его уже ведет. Это довольно эффективный путь изучения будущего дела.

«Также следует обратить внимание, купили эти люди квартиры или машины с помощью франшизы. Это хороший показатель ее работоспособности и прибыли», — дает еще один совет Василь Газизулин, руководитель компании TopFranchise.ru.

Подводные камни

Следует сразу выяснить, на чем именно зарабатывает управляющая компания. Есть несколько вариантов: роялти от прибыли, постоянные (фиксированные) платежи, закупка у головного офиса оборудования или продукции. Марсель Зиганшин считает, что лучшие франшизы — те, в которых франчайзи платит процент от прибыли или от дохода. Это означает, что управляющая компания заинтересована в том, чтобы ее партнеры зарабатывали. И будет прикладывать усилия для достижения ими этого результата.

Но даже ведя бизнес по франшизе, надо быть готовым к тем рискам, с которыми сталкивается и обычный предприниматель, предупреждает Василь Газизулин, руководитель компании TopFranchise.ru.

«Франшиза — не панацея и не страховка от разорения. Все риски в предпринимательском деле гораздо выше, они не компенсируются франшизой. Это мое очень субъективное мнение по опыту создания франчайзинговой сети. Тут дело такое — удается человеку совладать с бизнесом, бизнес попрет с франшизой или без нее. Не удается, франшиза только отсрочит закрытие дела, но не предотвратит его».
При поддержке, которую оказывает управляющая организация, все равно следует рассчитывать только на собственные силы, добавляет Василь Газизулин.

Ошибочно также мнение, что для работы по франшизе необходимо накопить деньги только на открытие. Американские компании, продающие франшизу, сразу оговаривают, что на расчетном счету начинающего предпринимателя следует создать «подушку безопасности». Она включает в себя сумму, которая потребуется для работы заведения на срок от 3 до 6 месяцев. Это необходимо, чтобы покрыть все риски с выходом конкретной точки на рынок.

Антикризисная мера. Во время кризиса интерес к франшизам увеличивается. В 2009 году количество франшиз в России увеличилось на треть, хотя до этого ежегодно прирастало на 10-15 процентов. Похожая ситуация случилась и в 2015 году.

Работа по франшизе

Преимущества

Предприниматель работает под известным брендом, который не надо выводить на рынок «с нуля».
Для запуска нужно внедрить те бизнес-процессы, которые уже внедрены и отлажены управляющей компанией на других партнерских и собственных точках.
Франчайзер всегда даст совет или рекомендацию о том, как вести бизнес, убережет от неизбежных «ошибок новичка».
Срок окупаемости ниже, чем при самостоятельном ведении бизнеса.

Недостатки

Предприниматель развивает чужой, а не собственный бренд.
Управляющая компания ограничивает вариативность и возможности франчайзи за счет жесткого контроля. Это необходимо для исполнения единого стандарта на готовый продукт.
Прибыль франчайзи будет ниже из-за необходимости платить роялти.
По окончании договора, который заключают, как правило, на 5 лет, придется заключать новый или покидать бизнес.

x
Login