С чего начинается крафт
Эксперты «МБ» об авторском пиве
Казалось бы, что после прокатившейся пару лет назад «крафтовой революции» крафтовое пиво — повсеместно распространенное явление. Однако на самом деле крафт лишь начинает отвоевывать свою нишу, и пивоварам есть куда стремиться.
О том, что же такое это крафтовое пиво, как живет крафтовое пивоварение в России и с чего начинается пивоварня, на лекции «Малого бизнеса» рассказали эксперт и консультант сетей магазинов «Царь-пиво» и «Еще парочку» Евгений Смирнов и сооснователь пивоварни VictoryArt Brew Денис Ковалев.
Что же такое крафт? «Это пиво, созданием которого пивовар хочет сказать что-то, кроме «хочу денег», — считает Евгений Смирнов. Классифицировать крафтовое пиво можно по-разному: например, в США существует ряд характеристик, которым должна соответствовать крафтовая пивоварня. Они касаются ингредиентов, рецептуры и других факторов. На самом деле, считает Денис Ковалев, все эти критерии не имеют большого значения. «Крафт — это история про человека, который считает, что он может делать какой-то продукт лучше, чем глобальная компания, и готов этим заниматься», — отмечает он.
Впрочем, потребитель при употреблении такого пива замечает в первую очередь другое. Крафт — это также про разнообразие вкусов, поэтому люди, которым надоели заполонившие рынок лагеры, с удовольствием обращаются к новому продукту.
«Большинство людей уже устали от привычных продуктов больших компаний, им хочется чего-то нового, и они готовы за это платить», — говорит Денис.
Сейчас доля крафта на российском рынке растет даже несмотря на то, что сам пивной рынок в России сужается. Тем не менее, о существенном присутствии крафта говорить пока не приходится: его доля на рынке не превышает 1% — для примера, в США она находится на уровне 20%.
«Доля в любом случае будет расти. Мой опыт показывает, что люди, попробовавшие настоящее крафтовое пиво, начинают регулярно его употреблять», — рассказывает Ковалев, но подчеркивает, что многое зависит от уровня доходов населения: все-таки крафт в любом случае будет дороже массового продукта — тут сказываются и дорогие ингредиенты, и рецептура, и другие размеры производства.
По словам Евгения, новые пивоварни появляются в России постоянно. Открываются бары и магазины, но рынок еще очень далек от насыщения. «Москва и Санкт-Петербург близки к насыщению, а вся остальная Россия просто не знает про это», — отмечает Денис.
С чего же начинать человеку, который хочет присоединиться к этой волне? С пивовара. Денис подчеркивает, что для открытия простой пивоварни достаточно просто иметь деньги; с крафтом ситуация сложнее. «Для крафтовой пивоварни нужен человек, который будет творить. Самое главное здесь — это творчество», — говорит он.
Эксперты уверены, что для запуска крафтовой пивоварни необходимо иметь настоящий интерес к этой теме. Крафт — это эксперименты, пробы, попытки — и зачастую неудачные; ко всему этому надо быть готовым. «Это бизнес для увлеченных людей. Люди равнодушные тут не удержатся: и варить, и пить такое пиво незаинтересованный человек долго не сможет», — отмечает Смирнов.
Фото: Алексей Антонов