Прогноз по рынкам: сильная облачность, постоянно в сети
Фото: Global Look Press © imagebroker/Alfred Schauhuber
Пандемия COVID-19 еще в самом своем начале поставила человечество перед выбором: переходи в онлайн или умри. Но ведь все необходимое уже было давно изобретено — цифровая трансформация началась задолго до пандемии во многих секторах экономики. Просто до коронакризиса многие сервисы были или востребованы не широко или использовались не в полной мере. О том, какие новые стороны «старых» решений открыл пандемийный спрос и какие еще ждут своего бурного развития, рассуждает директор облачного бизнеса МТС Олег Мотовилов.
Работа в любых условиях
Первый интернет-магазин в России появился в 1997 году, но массовое распространение онлайн-доставка продуктов и услуг получила лишь в период пандемии. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), этот рынок только за первое полугодие 2020 года вырос вдвое. Причем на этот показатель значительно повлияла традиционно далекая от всех нововведений пред- и пенсионная категория населения. Так, одни лишь продажи через сервисы по доставке еды за счет людей старшего возраста в минувшем году выросли в 5-10 раз в зависимости от региона.
В свою очередь и бизнес изменил свое отношение к онлайн-сервисам. В условиях, когда под запрет попали привычные способы работы, а стандартная ИТ-инфраструктура оказалась не готова к возросшим нагрузкам, пришло понимание необходимости гибких и надежных digital-решений. В новых условиях оптимальными оказались облачные технологии, которые не только снижают риски перегрузок систем и повышают скорость запуска новых решений, но и позволяют существенно экономить на ресурсах, особенно в периоды низкого спроса.
Действия на опережение
Автоматизация бизнес-процессов в целом и способов самообслуживания на местах позволяют компаниям избегать больших трат на инфраструктуру и высвобождает их ресурсы на дальнейшее развитие. В отдельных случаях достаточно сервисных терминалов, цифровых помощников или рекомендательных программ на основе искусственного интеллекта. В других на помощь приходят большие вычислительные мощности и для этого может потребоваться аренда суперкомпьютера, скорее, его облачного аналога. Мы запустили такой сервис еще год назад. Он ускоряет процессы обучения нейросетей в 140 раз по сравнению с вычислениями на обычных процессорах и это добавляет бизнесу конкурентоспособности.
Вклады не в технику, а технологии
Резкий переход на удаленный режим работы вызвал спрос не на оргтехнику, а на цифровые решения, позволяющие организовывать дистанционную коммуникацию. Одним из ярких примеров адаптации бизнеса к таким условиям стал запуск в «облаке» единой цифровой платформы управления для лесопромышленного холдинга Segezha Group. Платформа на основе решения #CloudMTS заменила целый ряд производственных и управленческих систем холдинга. Это также привело к двукратному снижению числа внеплановых ремонтов, а внеплановые издержки уменьшились на 65%. В целом, по оценке отраслевых экспертов, ИТ-аутсорсинг сокращает траты на технологии в среднем на треть.
Ограничения уходят, удобства остаются
Самоизоляция принципиально изменила и досуговую сферу — россияне стали чаще пользоваться онлайн-кинотеатрами, стриминговыми сервисами, услугами дистанционного образования. И даже, казалось бы, традиционно консервативные музыкальные и театральные сферы, строящие свою деятельность на общении с «живой» публикой, смогли вписаться в онлайн-формат. Причем облачные технологии позволяют им запускать многие проекты в 2-3 раза быстрее, чем это можно было бы реализовать в условиях стационарной площадки. Поэтому даже сейчас, после частичного снятия ограничительных мер, приоритет за онлайн-сервисами сохраняется — большинство пользователей использует их из соображений безопасности и удобства. А многих привлекает и оригинальный контент — именно на это сделал ставку цифровой кинотеатр Kion, запущенный МТС в этом году: в его линейке документальные и художественные фильмы, сериалы.
Облачные перспективы
Повсеместное внедрение интернета вещей и в целом цифровизация всех сфер жизни ведет к тому, что уже к 2025 году, по подсчетам аналитиков, человечество произведет 160 зеттабайт (160 миллиардов терабайт) информации. Такой объем требует не только надежных размещения и хранения, но и быстрой и точной обработки. Такие возможности сегодня предоставляют облачные технологии. Именно по этой причине они стали широко востребованы в бизнесе.
С их помощью можно отлаживать любые сервисы и, в частности, развивать онлайн-продажи. Не случайно именно те компании, которые активно использовали облака в пандемию, смогли в сжатые сроки адаптироваться к изменившимся условиям работы — оперативно перевести офис на удаленный режим или отстроить каналы поставок товара и предоставления услуг. В дальнейшем облачные решения лишь закрепят сложившиеся в пандемийный период тренды.
В будущем облачные решения не только укрепятся во всех сферах бизнеса, но и займут прочные позиции в госсекторе. Взаимодействие между ними будет расти также на базе цифровых платформ. Поэтому уже сегодня для компаний любого уровня важен комплексный подход, основанный на использовании ИТ-систем. Помощь в проектировании корпоративной ИТ-среды сегодня предоставляют многие провайдеры. К примеру, облачный провайдер #CloudMTS реализует масштабные проекты для крупного бизнеса, связывая в единую инфраструктуру сеть предприятий со сложными производственными циклами, расположенными в разных регионах страны. Такой, далеко не единичный опыт позволяет этому оператору интегрировать облачные решения в бизнес-процессы любого уровня. Подобного рода надежные и эффективные технологические проекты позволяют адаптировать, трансформировать или диверсифицировать бизнес в зависимости от быстро меняющихся экономических условий или потребностей узко специализированного или, к примеру, регионального рынков.